Каким третейский суд быть не должен
Федеральный закон «О третейский судах в Российской Федерации» наделяет правом на создание третейского суда фактически все отечественные организации, обладающие статусом юридического лица, за исключением органов государственной власти и местного самоуправления. Этим правом уже воспользовалось достаточно значительное число юридических лиц. Их количество неизменно возрастает, что подтверждается результатами Всероссийской переписи третейских судов, проводимой «ТС». Эта в целом положительная тенденция показывает востребованность институционного третейского разбирательства в нашей стране.
Прошедший 2008 год — год пятнадцатилетия третейских судов в современной России — еще раз продемонстрировал высокий профессиональный уровень ведущих центров третейского разбирательства, которые отметили свои юбилеи проведением научно–практических форумов.1
Эффективно разрешают имущественные споры многие третейские суды России. Большим авторитетом в предпринимательском сообществе пользуются третейские суды, созданные при торгово–промышленных палатах. Лидером третейского движения по праву считается Третейский суд для разрешения экономических споров при ТПП России, поскольку создавался ведущими отечественными правоведами как эталон для третейского разбирательства, как тот необходимый уровень профессионального мастерства, который сможет раскрыть высокую эффективность третейского разбирательства при разрешении предпринимательских споров и стать ориентиром для деятельности всех третейских судов нашей страны.
И все же необходимо отметить, что не все третейские суды обладают одинаковым уровнем знания третейского дела. Об этом достаточно красноречиво говорили отдельные предложения региональных третейских судов по развитию третейского разбирательства, прозвучавшие в канун Первого Всероссийского съезда третейских судов.2 Конечно, в какой–то степени можно сослаться на существование добросовестного заблуждения (непонимания правовой природы третейского суда), поскольку стандарты отечественного юридического образования, к сожалению, не предусматривают изучения специфики институтов саморегулирования гражданского общества (способов АРС), но разве от этого должны страдать те лица, которые доверили разрешение возникшего спора горе–профессионалам?
Кроме того, известны случаи откровенного злоупотребления и манипулирования процедурой третейского разбирательства, когда «третейский суд», пользуясь неосведомленностью большей части населения (по тем же образовательным причинам), отождествляя себя с государственным судом, наделял себя функцией государственных судов, связанной с выдачей исполнительных листов на принудительное исполнение собственных решений. Желание «третейского суда» позиционировать себя в качестве своеобразного «слепка государственного суда» может выражаться и в других юридических нонсенсах.3 Отдельные «третейские суды» включают в свои наименования выражения, относящиеся к органам государственной власти, вводя в заблуждение потенциальных участников третейского разбирательства. В юридической литературе упоминалось и о так называемых «карманных» и «ангажированных третейских судах».4
Видимо, дальше других пошел Федеральный третейский суд, созданный в 2007 году при обществе с ограниченной ответственностью «Федеральный выставочный центр малого предпринимательства», который направляет информацию о своей деятельности во все возможные государственные инстанции, в том числе на судебные участки мировых судей.5 Информируя о своем существовании, Федеральный третейский суд, кроме непосредственного третейского разбирательства, предлагает также воспользоваться достаточно большим перечнем дополнительных услуг. В частности, предлагается воспользоваться услугой третейского суда по представлению стороне юриста–представителя с последующей оплатой его работы проигравшей стороной, а также услугой третейских приставов, которые «возьмут на себя задачи об обязании должника исполнить решение третейского суда»6. Кроме того, Федеральный третейский суд, ничтоже сумняшесь, выносит свои решения именем Российской Федерации.7 Складывается впечатления, что амбиции Федерального третейского суда не имеют границ, поскольку он стремится тиражировать свой «опыт», создавая районные и городские третейские суды в субъектах России и проводя информационную кампанию по устройству на работу третейских судей и третейских приставов. Негативное отношение вызывает нарушение третейским судом базовых принципов организации и деятельности третейского суда, являющейся ничем иным как дискредитацией данного института гражданского общества.
Конечно, подобные злоупотребления правом на третейский суд не должны оставаться без реагирования со стороны третейского сообщества. Вопросы качества третейского разбирательства и борьбы со злоупотреблениями — повод для более активного использования элементов общественного саморегулирования, которые уже сейчас реализуются Росийским Центром содействия третейскому разбирательству (РЦСТР), поскольку самое нежелательное последствие состоит в том, что негативный эффект от манипулирования и низкого качества третейского разбирательства зачастую проецируется на все третейское сообщество, затрудняя дальнейшее развитие третейского разбирательства в нашей стране. Как прямое следствие злоупотреблений правом на третейский суд, появляются законопроекты, требующие ограничения компетенции третейских судов, возникает предрасположенность государственных судей к более суровому контролю и пересмотру решения третейского суда по существу при выдаче исполнительных листов и оспаривании решений третейских судов. В такой ситуации трудно представить существование «проарбитражного подхода» у государственных компетентных органов. Все это отражается на уровне доверия к третейским судам и приводит к снижению числа обращений в третейские суды.
На наш взгляд, потенциальным участникам третейского разбирательства необходимо проявлять и собственную осмотрительность при выборе третейского суда для разрешения споров. Для этого, в предварительном порядке, стоит узнать, при какой организации создан третейский суд, уточнить его местонахождение, срок и опыт деятельности, ознакомиться с организационными документами третейского суда (положением и регламентом третейкого суда, положением о третейском сборе и др.), поинтересоваться уровнем квалификации лиц, входящих в рекомендательный список третейских судей. Важным критерием в определении профессионального уровня является участие третейского суда и третейских судей в общественной сертификации и аттестации, проводимых под эгидой Российского Центра содействия третейскому разбирательству, подтвержденное соответствующими сертификатом и аттестатом РЦСТР.
Таким образом, в целях дальнейшего эффективного развития третейского разбирательства в России случаи злоупотребления правом на третейский суд должны предаваться широкой общественной огласке, чтобы у предпринимателей и граждан сформировалось объективное представление о том, каким третейский суд быть не должен.
Редакция журнала «Третейский суд» планирует реализацию специального проекта, направленного на информирование общественности о тех третейских судах, которые могут быть рекомендованы для обращения предпринимателей и граждан. Информацию о проекте читайте в следующем выпуске «ТС».
на главную
|