на главную

СОДЕРЖАНИЕ № 6 (78)  2011


  Summary — 4 
Г. В. Севастьянов
(Санкт-Петербург) 
«Рейтинг» событий 2011 года — 8 текст

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ВОПРОСАМ ТРЕТЕЙСКОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА
О. Ю. Скворцов
(Санкт-Петербург)   
Арбитрабильность корпоративных споров — 13 текст
  ФАС Московского округа
Постановление от 10 октября 2011 г. по делу № А40-35844/11-69-311 — 16 

ПРАКТИКА ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ
Д. Я. Ленчиненко,
О. З. Аболонина

(Москва) 
Практика Постоянно действующего третейского суда при ЗАО «Юридическое общество Фемида» за 2010 г. — 25 текст
И. В. Поганцев
С. С. Костанов
(Москва) 
Обзор практики Межрегионального арбитражного суда со штаб–квартирой в г. Москве. — 35 текст

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ АРБИТРАЖ
И. П. Уржумов
(Москва) 
Диспозитивность процедуры оспаривания решений международных коммерческих арбитражей в праве зарубежных стран — 41 текст
А. В. Плахов
(Москва)  
Глобальное разрешение споров (исследование) — 50 текст

МИРОВЫЕ АРБИТРАЖНЫЕ ЦЕНТРЫ
Г. Жукова,
В. В. Хвалей
(Москва) 
Новая редакция Арбитражного регламента ICC  — 73 текст
Е. П. Ермакова
(Москва) 
Развитие института третейских разбирательств в странах Азии и Арабского Востока  — 92 текст

ИССЛЕДУЕМ ПРОБЛЕМАТИКУ
М. Ю. Челышев
(Казань) 
О третейской защите слабой стороны в правоотношении — 98 текст
Е. В. Михайлова
(Самара) 
К проблеме подведомственности дел третейским судам — 107 текст

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Центр арбитража и посредничества ТПП Российской Федерации — 111 

Международный коммерческий арбитражный суд — 112 
Морская арбитражная комиссия — 113 
Третейский суд для разрешения экономических споров при ТПП Российской Федерации — 114 
Спортивный арбитраж при ТПП РФ — 115 
Коллегия посредников по проведению примирительных процедур — 116 

Третейский суд при Санкт—Петербургской ТПП — 117 
Сибирский третейский суд — 119 
Центр развития переговорного процесса и мирных стратегий — 120 


ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
Т. В. Быкова
(Старый Оскол) 
Примирительные процедуры по делам, возникающим из публичных правоотношений — 121 текст
М. Ю. Лебедев
(Саратов)
О корректности выделения беспристрастности и независимости медиатора в качестве принципа проведения процедуры медиации — 133 текст
Пояснительная записка к Типовой программе подготовки медиаторов — 144
Типовая программа подготовки медиаторов — 147

АКТУАЛЬНЫЙ ДИАЛОГ
М. А. Авдыев
(Новосибирск) 
Есть ли будущее у профессиональной медиации в России? — 158 текст
Письмо Минэкономразвития Российской Федерации — 158 162
Заявление НП «Сибирский центр конфликтологии» — 158 166

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ АРС — 170 
ВСЕРОССИЙСКАЯ ПЕРЕПИСЬ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ — 174 
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА КОЛИЧЕСТВА ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ ПО СУБЪЕКТАМ РФ — 178 
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ В ЖУРНАЛЕ «ТРЕТЕЙСКИЙ СУД» В 2011 ГОДУ — 179 
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ — 186 
ВНИМАНИЮ АВТОРОВ — 190 
ИНФОРМАЦИЯ О ПОДПИСКЕ — 192 
Обложка журнала № 6 (78) 2011

Дорогие читатели!

Подходящий к завершению год был интересным, продуктивным и богатым на разнообразные события в сфере третейского разбирательства и других способов АРС, или, говоря, по–иному, институтов саморегулирования гражданского общества, каковыми их по праву признал Конституционный Суд Российской Федерации в своем историческом Постановлении..!


Третейское разбирательство и международный коммерческий арбитраж

Несомненно, Постановление КС РФ № 10–П от 26.05.2011 г., подтвердившее принципиальную возможность рассмотрения третейским судом споров о недвижимом имуществе и поставившее точку в длительной дискуссии по этому вопросу, первое по своему значению в «рейтинге свершений» 2011 года, а, возможно, всего предшествующего десятилетия с момента вступления в силу Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации». Его принятие не только значительно обогатило доктрину третейского разбирательства страны, но и стало поводом для сдержанного оптимизма в том плане, что России будет считаться благоприятным местом для арбитража... Понятно, что текст Постановления КС РФ не отвечает на все теоретические вопросы и не снимает все проблемы развития третейского разбирательства в России. Решить нужно не только вопросы, связанные с точным определением арбитрабильности, но и многие другие...

Редакцией «ТС» в течение этого года велся опрос о влиянии увеличения срока на выдачу исполнительных листов по третейским решениям в государственных арбитражных судах с одного до трех месяцев. Подавляющее большинство участников опроса (88 % или 144 из 163 респондентов) считает, что данная мера ВАС РФ (см. ФЗ № 69 от 30.04.2010) приводит к снижению эффективности национального третейского разбирательства.
Результаты опроса

Введение дополнительных мер, ограничивающих возможности третейских судов страны, чаще всего обосновывается существованием недобросовестных «третейских судов». Безусловно, проблема в этом есть. Но она не является настолько острой и повсеместной, чтобы не замечать успехи и достижения многих отечественных центров третейского разбирательства и создавать преграды для их деятельности.

К сожалению, общественные индикаторы редко принимаются во внимание, но мы, не питая иллюзий по этому поводу, готовимся к очередному исследованию общественного мнения, чтобы попытаться определить наиболее продуктивные подходы для борьбы со злоупотреблениями в третейском разбирательстве (см. сайт журнала «ТС»: www.arbitrage.spb.ru).

Третейские суды как институты гражданского общества могут и должны самостоятельно «наводить порядок» в своих рядах, повышать уровень третейского разбирательства. Введение элементов саморегулирования деятельности третейских судов страны — настоятельная потребность современного этапа их становления. Вот как об этом говорит в своем интервью известный сторонник развития третейского разбирательства в России В. Ф. Яковлев: «Третейские суды не должны быть вольницей — должны существовать системы саморегулирования… Система саморегулирования должна обеспечивать допуск к деятельности… Излишнего формализма быть не должно. Но если существует постоянно действующий третейский суд, то надо, чтобы в масштабах субъектов федерации и всей России существовали объединения третейских судов…»1.
Начало этому непростому процессу уже положено. Прообраз системы саморегулирования третейских судов создан в этом году. В Новосибирске приступила к своей деятельности Национальная третейская палата (НТП), которая за полгода своей работы сумела сплотить 10 российских центров третейского разбирательства. В приоритетах деятельности НТП — борьба со злоупотреблениями третейским разбирательством, разработка изменений в законодательство о третейских судах, формирование стандартов деятельности третейского суда. Документ по последнему вопросу (Стандарт НТП «Деятельность постоянно действующего третейского суда») уже разработан и будет опубликован в первом номере журнала за 2012 год.

Активная позиция в развитии отечественной школы третейского разбирательства, конечно же, заслуживает повсеместной поддержки, иначе может оказаться так, что готовые, но, как показывает время, не всегда продуктивные решения будут снова «спущены вниз»… Мы уже сейчас слышим призывы… о необходимости сокращения числа третейских судов, об ограничении их компетенции в жизненно важных сферах (например, в области корпоративных отношений, чему посвящен обзор этого номера «ТС», представленный О. Ю. Скворцовым ). В практике государственных судов по вопросам третейского разбирательства все чаще в гипертрофированном виде представляются базовые принципы третейского процесса (например, принцип независимости и беспристрастности третейского судьи, обзор в предыдущем выпуске журнала). В этом кому–то видится самый простой вариант решения проблем третейского разбирательства. Полагаем все же, что при этом нужно понимать, что таким способом положительного результата достичь не удастся, и мы вернемся к тому, с чего уже начинали... Внесение необходимых изменений в закон о третейских судах, невелирующих возможности злоупотреблений, представляется самым эффективным вариантом в данной ситуации, однако, сделать это нужно таким образом, чтобы не снижать достигнутого уровня развития третейских судов (см. п. 3.1. Постановления КС РФ № 10-П от 26.05.2011).

В этом году в Госдуму РФ внесен законопроект 2 , связанный с некоторым расширением интернациональных стандартов международного коммерческого арбитража в связи принятыми ЮНСИТРАЛ дополнениями к Типовому закону о международном торговом арбитраже. Его судьбу будет определять уже новый состав Госдумы. К сожалению, законопроект не содержит, точнее, из него исключены наиболее принципиальные новеллы, касающиеся возможностей приведения в исполнение государственным судом обеспечительных мер, вынесенных третейским судом, а также более широкой трактовки письменной формы арбитражного соглашения и порядка его заключения. В этой связи выражаем надежду, что чтения законопроекта о внесении изменений в Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» в Госдуме напомнят о том, для чего он собственно инициировался, и актуальные правовые нормы будут включены в его текст, иначе преимущества зарубежных проарбитражных правопорядков и дальше будут притягивать трансграничные споры, создавая неблагоприятные условия для отечественного бизнеса. Наглядным показателем развития данного процесса является статистика ВАС РФ о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений, которая в 2010 возросла сразу на 64,08 % (!)3, по сравнению с предыдущим годом. Если из этого не делать соответствующих выводов, то следует прогнозировать дальнейшее увеличение данного показателя.
В предновогоднюю пору особенно приятно отметить новые успехи и достижения отечественного третейского разбирательства и самое яркое из них — создание и уверенное функционирование первого электронного арбитража России в Третейском суде «Газпром», применяющего при разрешении споров видеоконференцсвязь и электронный обмен документами. Только в этом году в режиме видеоконференцсвязи им рассмотрено более 70 дел!


Медиация и судебное примирение

Еще одна исключительно важная для развития АРС в России законодательная инициатива готовится Высшим Арбитражным Судом РФ: проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи совершенствованием примирительных процедур». Предмет законотворческой деятельности ВАС РФ должен создать условия для эффективного применения примирительных процедур, в том числе медиации, в судебном порядке.

Более активное применение способов АРС в судебном порядке — жизненная необходимость для современного общества. Концепция законопроекта формируется достаточно давно — первый вариант опубликован в «ТС» в конце 2009 г.4

В июне этого года законопроект рассматривался на заседании Научно–консультативного Совета ВАС РФ, в работе которого приняли участие наиболее известные российские специалисты. Самыми обсуждаемыми стали вопросы: 1) терминологического согласования законопроекта и действующего закона о медиации, которым частично затрагиваются вопросы применения медиации в судебном порядке; 2) состава примирительных процедур; 3) возможного взаимодействия государственных арбитражных судов и действующих в стране центров примирительных процедур (специалистов–примирителей); 4) формата обязательности применении процедур в судебном порядке; 5) лиц, содействующих применению примирительных процедур и формы выплаты им вознаграждений; 6) результатов судебных примирительных процедур.

Разработчики законопроекта обладают значительной эмпирической базой, позволяющей подготовить сбалансированный во всех отношениях документ (определяющий на долгосрочную перспективу развитие не только судебных, но и внесудебных примирительных процедур), который, надеемся, по своей юридической технике будет выгодно отличаться от действующего закона о медиации, вступившего в силу с начале этого года. Для этого, как говорится, далеко ходить не надо, есть опыт внедрения примирительных процедур в хозяйственных судах Республики Беларусь, есть итальянский вариант развития событий.., есть многообразные подходы стран общего и континентального права. Видимо, поэтому ВАС РФ (в настоящее время) отказался от предлагаемой ранее экспериментальной апробации закона в отдельных государственных арбитражных судах.

Возвращаясь к действующему закону о медиации необходимо отметить, что в соответствии с ним в этом году была принята «государственная» программа подготовки профессиональных медиаторов, которая утверждена Министерством образования и науки РФ. Обсуждение программы, как и текста закона о медиации, прошло в закрытом режиме, что, несомненно, отразилось на качестве этих документов. Разработанная (в конце прошлого года) как альтернативный вариант Типовая программа подготовки медиаторов, в работе над которой приняли участие ведущих вузы и специалисты страны, остается надежным ориентиром для эффективной подготовки медиаторов и разработки (на ее основе) других авторских образовательных программ. Программа размещена на сайте журнала, а также публикуется на страницах данного номера. Редакция «ТС» выражает глубокую признательность всем, кто представил свои наработки для подготовки Типовой программы, и особенно Е. И. Носыревой, которая провела большую работу по сведению их в единое целое.

Проблемы закона о медиации состоят и в том, что он сдерживает процесс развития саморегулирования в медиативном сообществе страны. Причины видятся и в завышенных, не отражающих нынешний уровень развития медиации в России, критериях по созданию СРО медиаторов, и в неготовности государственных структур участвовать в этом, хотя закон их к этому призывает. Как пример предлагаем вашему вниманию настоящую борьбу за создание СРО медиаторов в Сибири, которую ведет с государственными органами директор Центра конфликтологии и примирительных процедур М. А. Авдыев.

В этом году появилась первая (после принятия закона) практика применения медиации в судебном порядке. Особенно живо она формируется в Ростове–на–Дону (в государственных арбитражных судах) и Санкт–Петербурге (судах общей юрисдикции). Причиной тому активность медиаторов и судей государственных судов, осознающих исключительную значимость социального взаимодействия. Приятно отметить, что введенный законом о медиации статус так называемого «профессионального медиатора» не стал фактором, ограничивающим возможности сторон по урегулированию спора, переданного ими в суд.


Форумы года

«Рейтинг событий года» был бы недостаточно полным, если не вспомнить наиболее значительные мероприятия, на каждом из которых в той или иной мере поднимались вопросы развития альтернативного разрешения споров в нашей стране.

Год начался со знакового события — чествования юбиляра, наиболее авторитетного и заслуженного арбитражного учреждения страны — Морской арбитражной комиссии при ТПП РФ, — чему была посвящена международная конференция «Морской арбитраж: современная практика. 80 лет Морской арбитражной комиссии при ТПП РФ» и первый журнальный номер «ТС» этого года.

Вступление в силу закона о медиации стало поводом для прошедшего в апреле в Воронеже своеобразного «съезда медиаторов страны» — международной научно–практической конференции «Развитие медиации в России: теория, практика, образование». Результаты состоявшегося «воронежского диалога» нашли свое воплощение в специальном издании, представляемом в рубрике «Обзор литературы».

В период белых ночей в Санкт–Петербурге состоялось событие, представившее комплексную информацию о становлении АРС в нашей стране, а также странах ближнего и дальнего зарубежья: международная научно–практическая конференция «Международный арбитраж в странах СНГ и США: развитие законодательства и современная практика».

Становлению отечественной школы спортивного права и спортивного арбитража способствовала Вторая международная конференция «Спортивный арбитраж: зарубежный опыт, современная практика, перспективы для России», прошедшая в ноябре в Казани.

В течение всего 2011 года ICC RUSSIA велась подготовка своеобразного итогового события этого «профессионального сезона», связанная с проведением полномасштабного анкетирования как российских, так и зарубежных респондентов, результаты которого смогли бы определить необходимые меры по укоренению проарбитражного подхода в нашей стране. Материалы конференции «Россия как место арбитража: за и против» и подведенные итоги исследования будут публикованы в «ТС» в начале следующего года.

В ближайших планах Редакции освещение еще одного знаменательного события наступающего года — 80–летия Международного коммерческого суда при ТПП РФ, а также подготовка серии интервью с ведущими правоведами и специалистами в области МКА.

В заключение, нельзя не отметить, что наступающий 2012 год — год 20–летия третейского разбирательства в современной России! Уверены, что в юбилейном году у третейского сообщества и медиаторов страны возникнет еще больше оснований для гордости за свое дело и свою Родину, создающую столь необходимые благоприятные условия для устойчивого развития институтов саморегулирования гражданского общества.

1 См.: http://www.alrf.ru/dynamic/press/q-q-3 (дата посещения — 14.12.2011)
2 См.: Проект Федерального закона о внесении изменений в Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» // Третейский суд. 2011. № 3. С. 81–84.
3 См.: Третейский суд. 2011. № 2. С. 108.
4 См.: Третейский суд. 2009. № 6. С. 12–23.

Главный редактор
Г. В. СЕВАСТЬЯНОВ

на главную