на главную

СОДЕРЖАНИЕ № 1 (85)  2013


  Summary — 4 
Г. В. Севастьянов
(Санкт-Петербург) 
Государственные планы по развитию АРС в России  — 6 текст
Г. В. Севастьянов
(Санкт-Петербург) 
Постоянно действующие третейские суды — создание системы доверия! — 8 
  Заключение Правительства Российской Федерации — 18 
  Решение Европейского Суда по правам человека по делу Хаушилдт против Дании — 19 
  Постановление ФАС Московского округа от 07.03.2012 г. по делу № А41–21121/11 — 21 
  Постановление Президиума ВАС РФ от 18 сентября 2012 г. № 4011/12 — 27 

ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ТРЕТЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА
   Анонс новой рубрики  — 33 
Об Экспертном Совете третейского сообщества — 35 
Этапы деятельности по созданию ЭСТС и подготовки предложений по совершенствованию законодательства о третейском разбирательстве — 37 
Состав ЭСТС  — 39 
Опросный лист Экспертного Совета третейского сообщества  — 40 
Письмо ТПП РФ в ВАС РФ  — 49 
Предложения ТПП РФ по изменению и дополнению законодательства РФ о третейском разбирательстве  — 51 
Письмо РСПП Министру экономического развития РФ А. Р. Белоусову  — 53 
Предложения Российского союза промышленников и предпринимателей по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность третейских судов и международных коммерческих арбитражей  — 54 
Возможность рассмотрения корпоративных споров в третейском суде  — 70 
Проект закона Национальной третейской палаты (Новосибирск)  — 71 
Д. А. Волосов
(Санкт-Петербург) 
Необходимо ли юридическое лицо третейскому суду?  — 87 текст

НАВСТРЕЧУ ЮБИЛЕЮ
Н. П. Авалова
И. В. Поганцев
(Москва) 
Межрегиональный арбитражный суд со штаб-квартирой в городе Москве: исторические страницы — 99 
И. В. Поганцев
(Москва) 
Краткий обзор судебной практики МАС  — 106 
М. И. Погонцев
С. С. Костанов
(Москва) 
Правоприменительная практика и необходимость совершенствования законодательства о третейских судах — 117 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ АРБИТРАЖ
М. Ю. Савранский
(Москва) 
Новое в представлении доказательств в международном арбитраже — 128 текст
  Комментарий Рабочей Группы по подготовке русского перевода — 133 
Правила Международной Ассоциации Юристов (МАЮ) по получению доказательств в международном арбитраже — 135 

МИРОВЫЕ АРБИТРАЖНЫЕ ЦЕНТРЫ
Н. И. Гайдаенко Шер
(Москва) 
Швейцария: законодательное регулирование международного арбитража и обзор новой редакции Швейцарского регламента международного арбитража — 150 текст

ИССЛЕДУЕМ ПРОБЛЕМАТИКУ
В. С. Каменков
(Беларусь)
Принципы независимости, состязательности и равенства сторон в третейском разбирательстве — 157 текст
М. Ю. Челышев
(Казань)
О гарантиях права на беспристрастный и независимый третейский суд в отечественных правовых реалиях — 163 текст

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Центр арбитража и посредничества ТПП Российской Федерации — 171 
Третейский суд при Санкт—Петербургской ТПП — 177 
Сибирский третейский суд — 179 
Третейский суд при АНО «Независимая арбитражная палата» — 180 
Центр развития переговорного процесса и мирных стратегий — 181 


ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
А. Е. Березий
(Москва)
Примирительные процедуры и досудебный порядок урегулирования споров по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений — современное состояние и перспективы  — 182 текст

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ: НОВОСТИ
Е. В. Борисова
(Санкт-Петербург)
Отчет о международной научно–практической конференции, посвященной 80–летию МКАС при ТПП РФ  — 187 
Меморандум о взаимодействии в области медиации между Центром арбитража и посредничества ТПП РФ и СОМЕДИАРС  — 193 
Юбилей профессора А. А. Костина! — 196 
Обложка журнала № 1 (85) 2013

Государственные планы по развитию АРС в России


Поскольку эффективность развития третейского разбирательства и примирительных процедур в любой стране, в том числе и в нашей, связана с уровнем государственной поддержки, то вполне логично в определении векторов развития способов альтернативного разрешения споров, обратиться к публичным источникам.
Говоря о принципиальных шагах в развитии третейского разбирательства, нельзя не упомянуть о сформулированных в конце прошлого года, Президен-том и Председателем правительства РФ, поручениях.
Так, в поручениях В. В. Путина по реализации Послания Федеральному Собранию РФ говорится: «… 3. Правительству Российской Федерации: 1) разработать с участием объединений предпринимателей комплекс мер по развитию третейского судопроизводства в Российской Федерации; 2) проработать вопрос о создании третейского суда в рамках Таможенного союза. Срок — 1 июля 2013 г.;…»
Д. А. Медведев также распорядился: «…5. Минэкономразвития России (А. Р. Белоусову), Минюст России (А. В. Коновалову). В установленном порядке образуйте рабочую группу из числа представителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и организаций в целях развития института третейских судов в Российской Федерации и при необходимости по вопросам, требующим решения Правительства Российской Федерации, представьте предложения в установленном порядке…» .
По этой причине Редакция «ТС» выступила инициатором создания Экспертного Совета третейского сообщества (ЭСТС), который в ближайшей перспективе также займется подготовкой обоснованных (со всех точек зрения) предложений по совершенствованию законодательства о третейском разбирательстве. Полагаем, что эти разработки будут полезны как для деятельности различных рабочих групп, так и для принятия взвешенных законопроектных решений.
Теперь рассмотрим основные тренды развития примирительных процедур. Здесь можно опереться на обращение Совета Федерации России (в лице Комитета по федеральному устройству) с письмом № 3.2–12/1141 от 25.09.2012 к органам власти с предложением о создании ими рабочих групп по реализа-ции следующих направлений:
Министерству юстиции РФ. По совершенствованию законодательства о медиации с возможностью введения обязательной досудебной процедуры медиации при рассмотрении определенных категорий дел, а также совершенствования механизма применения медиации в судебном порядке (при рассмотрении дел в государственных судах).
Министерству образования и науки РФ. С целью разработки «Программы подготовки профессиональных медиаторов», отвечающей современным требованиям.
Федеральной налоговой службе. Разработать проект методических рекомендаций по использованию примирительных процедур (медиации) при досудебном разрешении налоговых споров.
Безусловно важно, чтобы в состав самых разнообразных государственных рабочих групп входили известные российские специалисты и ученые, которые задавали бы тон в их работе, на которых ориентировались при принятии решений. Хочется также выразить надежду, что от поручений и других государственных предложений до их реализации не пройдет много времени, и процессы развития АРС в стране не зайдут в тупик непонимания их правовой природы и значительной социальной важности.
По большому счету, все государственные поручения — это обобщения инициатив исходящих снизу — от делового и третейского сообществ, сообщества медиаторов страны, которые, не дожидаясь результатов деятельности государственных структур, подготовили и продолжают работу по совершен-ствованию данных предложений. В этом номере «ТС» мы представляем ва-шему вниманию наработки ТПП РФ, РСПП, НТП, а также продолжаем пуб-ликовать отчеты о деятельности Экспертного Совета третейского сообщества (ЭСТС). Надеемся, что эти материалы привлекут Ваше внимание и вызовут живую дискуссию по наиболее актуальным подходам и проблемам.

Главный редактор
Г. В. СЕВАСТЬЯНОВ

на главную