На главную
СОДЕРЖАНИЕ № 1 (97) 2015
|
|
Summary — 4
|
Г. В. Севастьянов (Санкт-Петербург) |
Третейская реформа: госконтроль или саморегулирование — 7
Как известно, в пакете законопроектов по третейской реформе Минюста России предусмотрено введение разрешительного порядка создания постоянно действующих третейских судов, администрирующих третейское разбирательство. Полномочия на выдачу разрешений, по замыслу разработчиков, должны осуществляться на уровне Правительства РФ!...
|
|
Новые проекты Редакции «ТС» — 12
|
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ВОПРОСАМ ТРЕТЕЙСКОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА
|
О. Ю. Скворцов (Санкт-Петербург) |
Конституционный Суд Российской Федерации: вновь об объективной беспристрастности (комментарий к определению КС РФ от 09.12.2014 № 2750-О) — 13
Автор комментирует определение Конституционного Суда Российской
Федерации, в котором оценивается доктрина объективной беспристрастности. В комментарии сделан вывод об ограниченном действии теории объективной беспристрастности в отношении третейских судов. В связи с этим подвергается практика по этому вопросу, которая сложилась в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации. Ключевые слова: третейский суд, теория объективной независимости. O. Yu. Skvortsov The Constitutional Court of the Russian Federation: once again the objective impartiality (commentary to the definition of the Constitutional Court of 09.12.2014 № 2750-O) Summary: The author comments on the act of the Constitutional Court. The commentary concluded that theory of objective impartiality in respect of the arbitration have a limited action. The practice that has developed in the Supreme Arbitration Court, criticized. Keywords: arbitration, theory of objective independence.
|
|
Определение Конституционного Суда РФ от 09.12.2014 № 2750-О «По жалобе
закрытого акционерного общества «Ямалгазинвест» на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 8, статьей 18 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» и пунктом 2 части 3 статьи 233 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации» — 15
|
ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ТРЕТЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА
|
С. Д. Мирхусеева (Улан-Удэ) |
Формирование третейского суда: историко–компаративистское исследование — 20
Законодательство о третейском суде переживает очередной этап реформирования, в ходе которого возникает множество дискуссионных вопросов. Так, одно из спорных нововведений касается требований к третейским судьям и формированию их состава. В статье автор обращается к характеристике данных аспектов в исторической ретроспективе. Ключевые слова: договорное разрешение споров, третейское разбирательство, посредник, узаконенный третейский суд. S. D. Mirkhuseeva Organization of arbitration: historical-comparative study Summary: Legislation on arbitration is at the stage of the reform, in which there is a lot of disputes. One of the most controversial innovations regards requirements for arbitrators and the formation of their composition. The author refers to the characterization of these aspects in a historical perspective. Keywords: contractual dispute resolution, arbitration, mediator, institutionalized arbitration.
|
ИССЛЕДУЕМ ПРОБЛЕМАТИКУ
|
С. А. Курочкин (Екатеринбург) |
Арбитрабильность и подведомственность: вопросы теории — 32
В статье рассмотрены теоретические вопросы арбитрабильности и подведомственности дел третейским судам. Особое внимание уделено проблемам интеграции арбитрабильности в российскую правовую систему, согласованию ее действия с другими правовыми механизмами, обеспечивающими распределение юридических дел между органами гражданской юрисдикции. Ключевые слова: арбитрабильность, подведомственность, третейский суд, международный коммерческий арбитраж, критерии. S. А. Kurochkin Arbitrability and Jurisdiction: Some Theoretical Issues Summary: The article is a theoretical study of arbitrability and jurisdiction. A high emphasis is placed on issues of arbitrability integration at Russian legal system, coordination of its effect with other legal mechanisms, which has been designed to provide a distribution of cases between civil jurisdiction institutions. Keywords: arbitrability, jurisdiction, arbitration, international commercial arbitration, criterias.
|
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ АРБИТРАЖ
|
А. В. Плахов (Москва) |
Готова ли Россия судиться в международных судах и трибуналах? — 46
В статье анализируется отношение России к судебным процедурам разрешения международных споров в дореволюционный, советский и современный периоды. Исследуются формы участия Российской Федерации в деятельности различных международных судов и трибуналов, а также деятельность органов государственной власти по созданию инфраструктуры участия Российской Федерации в разрешении международных споров. Даются рекомендации по обеспечению эффективного участия Российской Федерации в международных спорах. Ключевые слова: международный спор, международные суды и трибуналы, инфраструктура участия в международных спорах. A. V. Plakhov Will Russia sue in international courts and tribunals? Summary: The article examines the attitude of Russia to judicial procedures for settlement of international disputes in pre-revolutionary, Soviet and modern periods. The forms of participation of the Russian Federation in international courts and tribunals are analyzed in the article, as well as activities of public authorities to establish the infrastructure of Russia's participation in the resolution of international disputes. Recommendations to ensure the effective participation of the Russian Federation in international disputes are defined in the article. Keywords: international dispute, international courts and tribunals, the infrastructure of participation in international disputes.
|
В. Н. Ануров (Москва) |
Согласие на арбитраж в международных инвестиционных спорах — 60
Настоящая статья открывает серию очерков, посвященных международному арбитражу. Автор сознательно выбрал стиль диссертационного исследования для того, чтобы избежать пространных описаний соответствующих доктрин и дел, взятых из арбитражной и судебной практики. Замысел автора ограничен обоснованием его позиции и опровержением тех доводов, которые, c его точки зрения, носят спорный характер. В статье анализируется согласие на арбитраж, которое выражено государством, принимающим инвестиции, в национальном законодательстве или международных инвестиционных соглашениях. Ключевые слова: инвестиционный арбитраж, согласие на арбитраж, двусторонние/многосторонние инвестиционные соглашения, иностранный инвестор, государство, принимающее инвестиции, постоянно действующая оферта. V. N. Anurov The Consent to Arbitration in International Investment Disputes Summary: This article opens series of essays devoted to international arbitration. The author has deliberately chosen the style of dissertation examination to avoid extensive description of relevant doctrines and cases taken from arbitration and court practice. The author’s goal is limited to substantiation of his position and refuting those arguments that seem to be controversial form the author’s point of view. This article is deemed to analyze the consent to arbitration given by the host state in its national legislation or international investment treaties. Keywords: investment arbitration, consent to arbitration, bilateral/multilateral investment agreements, foreign investor, host state, standing offer.
|
Зыонг Тхи Тху Хыонг (Вьетнам) |
Назначение арбитров для рассмотрения споров в международном коммерческом
арбитраже ad hoc (на примере Российской Федерации и Социалистической Республики Вьетнам) — 71
В статье сравниваются подходы законодательств Российской Федерации и Социалистической Республики Вьетнам к решению вопроса о назначении арбитров в международном коммерческом арбитраже ad hoc, сформулированы предложения по совершенствованию данной процедуры с учетом опыта обеих стран и международной практики. Ключевые слова: международный коммерческий арбитраж, арбитраж ad hoc, назначение арбитров, законодательство о международном коммерческом арбитраже. Duong Thi Thu Huong Appointment of arbitrator(s) for solving disputes in international commercial arbitration ad hoc (taking the example of the Russian Federation and the Socialist Republic of Vietnam) Summary: In this article the author compares the approaches of Russian and Vietnamese legislations on legal issues related to the appointment of arbitrator(s) in international commercial arbitration ad hoc, and drafts the proposals to address the improvement of the procedure taking into account the experience of these two countries and international practices. Keywords: international commercial arbitration, arbitration ad hoc, appointment of arbitrator(s), legislation on the international commercial arbitration.
|
МИРОВЫЕ АРБИТРАЖНЫЕ ЦЕНТРЫ
|
Е. П. Ермакова (Москва) |
Разрешение споров в сфере исламского банкинга (Mualamat) в Малайзии — 78
В статье изложены основные характеристики исламского банкинга — способа ведения банковских дел, который согласуется с религиозными правилами ислама. Дана характеристика ряда нормативных актов Малайзии, регулирующих процедуру разрешения споров в области исламского банкинга. Приведен ряд прецедентов Федерального суда Малайзии по вопросу компетенции государственных судов и судов шариата рассматривать споры в указанной сфере. Исследован вопрос о месте Консультативного Совета Шариата в процедуре рассмотрения и разрешения споров в области исламского банкинга в Малайзии и приведены соответствующие прецеденты Федерального суда Малайзии. Отмечена роль Регионального арбитражного центра Куала Лумпур в развитии исламского арбитража, в том числе арбитража в области исламского банкинга. Дана характеристика других центров по разрешению споров Малайзии, предоставляющих услуги по арбитражу и медиации в сфере исламского банкинга, в частности Бюро финансовой медиации и Консультативного Совета шариата — SAC Центрального банка Малайзии. Ключевые слова: исламский банкинг, исламский арбитраж, Малайзия, альтернативное разрешение споров, медиация в исламе, арбитражный центр Куала Лумпур, арбитражные правила в области исламского банкинга. E. P. Ermakova Dispute Resolution in Islamic banking (Mualamat) in Malaysia Summary: The article describes the main characteristics of Islamic banking — a method of banking affairs, which is consistent with the religious rules of Islam. The characteristic of a number of regulations Malaysia governing dispute settlement procedure in the field of Islamic banking. An unprecedented number of the Federal Court of Malaysia on the competence of the state courts and the Sharia courts to deal with disputes in this area. The question of the place of Shariah Advisory Council in the review and resolution of disputes in the field of Islamic banking in Malaysia, and listed the relevant case law of the Federal Court of Malaysia. The role of the Regional Arbitration Centre in Kuala Lumpur in the development of Islamic arbitration, including arbitration in the field of Islamic banking. The characteristics of other centers for dispute resolution Malaysia providing services Arbitration and mediation in the field of Islamic banking, in particular the Office of Financial Mediation and the Advisory Board of Shariah — SAC Central Bank of Malaysia. Keywords: Islamic banking, Islamic arbitration, Malaysia, alternative dispute resolution, mediation in Islam, the arbitration center of Kuala Lumpur, the arbitration rules in the field of Islamic banking.
|
ТОЧКА ЗРЕНИЯ
|
Т. В. Сорокина (Воронеж) |
Судебное поручение как инструмент взаимодействия третейского и государственного суда — 83
Статья посвящена рассмотрению возможности развития такого направления взаимодействия третейских и государственных судов как оказание государственным судом содействия третейскому суду в собирании доказательств, осуществляемого на основе судебного поручения, направленного третейским судом. Предлагается на законодательном уровне закрепить обязательность исполнения судебных поручений, поступающих от третейских судов. Ключевые слова: гражданское судопроизводство, судебное поручение, третейский суд, содействие в собирании доказательств, взаимодействие
третейских и государственных судов. T. V. Sorokina Judicial order as a tool of interaction between the arbitration tribunal and the state court Summary: The article is devoted to considering the development of such areas of interaction between the arbitration tribunal and the state court as assistance to the arbitration tribunal in the collection of evidence conducted on the basis of a judicial order directed by the arbitration tribunal. Proposed to enshrine in legislation the mandatory execution of judicial orders coming from the arbitration tribunals. Keywords: civil procedure, judicial order, arbitration tribunal, assistance by the state court to arbitration tribunal in gathering evidence, interaction between the arbitration tribunal and the state court.
|
Л. В. Зайцева (Тюмень) |
Юридическая помощь в процедуре медиации: запреты, ограничения и пределы — 88
Сегодня профессиональный юрист все чаще выполняет функции посредника. При этом в России медиатору запрещено оказывать юридическую помощь сторонам. Насколько этот запрет реалистичен и разумен? Возможности и ограничения оказания посредником отдельных видов юридической помощи рассматриваются в статье. Ключевые слова: альтернативное разрешение споров, медиация, юридическая помощь. L. V. Zaiceva Legal aid within the mediation process: prohibitions, restrictions, limits Summary: Development of the alternative procedures of solving disputes puts new questions for jurisprudence and legal practice. In Russia nowadays a professional lawyer very often performs the functions of a mediator. What degree is this prohibition realistic and reasonable to? The possibilities and limitations for a mediator to provide particular types of legal aid are discussed in the article. Keywords: alternative dispute resolution (ADR), mediation, legal assistance.
|
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Центр арбитража и посредничества ТПП Российской Федерации — 99
Международный коммерческий арбитражный суд — 100 Третейский суд для разрешения экономических споров при ТПП Российской Федерации — 101 Морская арбитражная комиссия — 102 Спортивный арбитраж при ТПП РФ — 103 Коллегия посредников по проведению примирительных процедур — 104
Третейский суд при Санкт–Петербургской ТПП — 105
Сибирский третейский суд — 107
Третейский суд при Российском союзе промышленников и предпринимателей — 108
Третейский суд при АНО «Независимая Арбитражная Палата» — 109
Национальная третейская палата — 110
|
ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
|
В. С. Каменков (Белоруссия) |
Медиативное соглашение: место в системе правовых договоров (сравнительно-правовой анализ) — 111
В статье дается правовая характеристика медиативного соглашения. Аргументируется необходимость понимания медиативного соглашения как комплексного правового договора, дается сравнение медиативного соглашения с мировым соглашением и иными договорами. Ключевые слова: медиация, медиативное соглашение, правовой договор (соглашение), мировое соглашение, сделка, отношения, правовое регулирование. V. S. Kamenkov Mediative agreement: the legal nature and place in the system of legal contracts Summary: The article gives a legal description of a mediation agreement. The necessity of understanding a mediation agreement as a complex legal contract, compares a mediation agreement with the settlement agreement and other agreements. Keywords: mediation, mediativnoe agreement, legal contract (agreement), settlement agreement, transaction, relationship, legal regulation.
|
Н. И. Гайдаенко Шер (Москва) |
Юристы, судьи и альтернативные способы разрешения споров: итоги одного опроса — 119
В статье обобщаются результаты опроса по тематике АРС среди участников Межрегиональной научно-практической конференции «Практика, проблемы и перспективы применения примирительных процедур, альтернативных способов разрешения споров», проведенной под эгидой Ивановского областного суда в г. Иваново 28 марта 2014 года. Ключевые слова: примирительные процедуры, медиация, третейские суды, юристы, АРС. N. I. Gaidaenko Schaer Lawyers, judges and ADR: overview of one surway Summary: This article constitute a summary of the results of surway conducted by the author among the participants of the Interregional scientific and practical conference “Practice, problems and prospective of conciliation procedures and ADR” held under the auspices of the Ivanovo Regional Court on March 28, 2014 in the city of Ivanovo. Keywords: conciliation, mediation, arbitration courts, lawyers, ADR.
|
ОБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ АРС
|
Д. Л. Давыденко (Москва) |
Введение к программе учебной дисциплины — 125
|
|
Программа дисциплины «Юридическая конфликтология, медиация и третейский суд» — 127
|
АЛЬТЕРНАТИВНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ: НОВОСТИ
|
Д. Н. Подшибякин (Москва) |
О деятельности Торгово-промышленной палаты РФ по развитию и популяризации способов альтернативного разрешения споров и совершенствованию законодательства о третейском разбирательстве в 2014 году — 163
|
ВСЕРОССИЙСКАЯ ПЕРЕПИСЬ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ — 168 ВНИМАНИЮ АВТОРОВ! — 173
|
|
|
Как известно, в пакете законопроектов по третейской реформе Минюста России предусмотрено введение разрешительного порядка создания постоянно действующих третейских судов, администрирующих третейское разбирательство. Полномочия на выдачу разрешений, по замыслу разработчиков, должны осуществляться на уровне Правительства РФ! Насколько этот императив соответствует правовой природе третейского разбирательства как института саморегулирования гражданского общества? Есть ли аналогичные примеры в развитых правопорядках? С точки зрения специфики третейского разбирательства, конечно же, не соответствует, и тут доказывать ничего не нужно. К тому же обеспечить подобный государственный контроль в принципе невозможно, поскольку всегда будет существовать своеобразный обходной маневр в виде третейского суда ad hoc. Вряд ли мы найдем подобные примеры в проарбитражных странах мира. Обоснование введения этих довольно жестких мер усматривается разработчиками законопроектов в необходимости борьбы со злоупотреблениями. Метод борьбы — глобальная зачистка «третейской поляны» в купе с так называемым сокращением количества постоянно действующих третейских судов (далее — ПДТС). По сути предлагается полное обнуление, после чего все организаторы отечественных третейских центров (некоторые успешно работают более 20 (!) лет), за отдельным исключением, должны вновь начать процесс их создания, обратившись за разрешением, и только Правительство РФ может решить, кого оно наделит необходимой для администрирования третейского разбирательства «лицензией».... Нет смысла давать подробную характеристику тем критериям, по которым должны выдаваться данные разрешения, абстрактность отдельных из них говорит сама за себя! Есть и более серьезные аргументы, которые, в частности, отмечались в отрицательном Заключении Администрации Президента РФ на законопроекты по третейской реформе: «…Следует иметь в виду, что выдача разрешения, как властно административное полномочие, влечет обязанность органа, выдающего такое разрешение осуществлять контроль за исполнением требований о разрешительном порядке деятельности постоянно действующих арбитражных учреждений. В связи с этим необходимо отметить, что третейские суды не должны быть подчинены государственным судам или федеральным органам исполнительной власти, поскольку они имеют договорную природу. Таким образом, наделение государственных судов и федеральных органов исполнительной власти многочисленными существенными полномочиями, влияющими на деятельность третейских судов, нежелательно…». К сожалению, эти опасения не были восприняты разработчиками. Что касается идеи сокращения числа третейских центров страны, как самоцель выдвинутая разработчиками законопроектов, ее реализация, прежде всего, может привести к ограничению конституционных прав на выбор способа разрешения споров, особенно в такой великой (во всех смыслах этого слова) стране, как Россия. Почему именно в третейской сфере следует проводить сокращение? Почему не вводятся ограничения и квоты на создание институтов в других значимых сферах общественной деятельности, например в адвокатуре, кто-то вообще об этом задумывался? Неужели злоупотребления встречаются только в этом институте гражданского общества? И как можно говорить о сокращении третейских судов как институтов саморегулирования гражданского общества в принципе? Ведь, кроме прочего, эта область общественной деятельности не требует бюджетного финансирования. Скорее всего нежелание стержневого изменения концепции законопроекта, несмотря на предостережение Администрации Президента РФ, основывается на невозможности разработчиков сформулировать адекватную альтернативу, которая позволила бы реализовать задуманную «очистку третейских рядов». Вместе с тем, опыт проарбитражных юрисдикций вполне позволяет это сделать. Примерами могут служить немецкая и швейцарская арбитражные институции, где реализованы идеи саморегулирования в третейской сфере. Для нашей страны это особо актуально и потому, что идущая третий год третейская реформа постоянно натыкается на раздробленность мнений по ключевым вопросам реформы различных центров третейского разбирательства страны, которые до сих пор, похоже, еще не согласованы в окончательном виде. Иначе чем объяснить серьезную задержку с внесением третейских законопроектов в Госдуму? Вместе с тем, прообразы саморегулирования в третейской сфере на межрегиональном уровне достаточно давно существует в нашей стране. За примерами, как говорится, далеко ходить не нужно. Самый известный из них — система третейских судов при торгово-промышленных палатах России, где координирующим, консультационно-методическим и информационным органом, несомненно, является Центр арбитража и посредничества ТПП РФ. В 2001 году создан Российский Центр третейского разбирательства — настоящий прообраз третейского самоуправления, членами которого являются известные отечественные специалисты, а также организации, создавшие ПДТС. Несколько лет осуществляет свою деятельность Национальная третейская палата, объединившая ПДТС из Новосибирска, Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Казани, Тольятти, Перми, Кемерово, Новороссийска, Владимира, Барнаула и других регионов страны. В 2013 году создана «Ассоциация участников по содействию в развитии третейского разбирательства», позиционирующая себя как «Российская арбитражная ассоциация». Есть и другие довольно показательные примеры, позволяющие говорить о несомненной пользе внедрения института саморегулирования в третейском сообществе. Как видно, объединительные тенденции в третейском сообществе России не только широко распространены, но и проявляются все более и более активно. Другой вопрос, что все эти объединения действуют, к сожалению, разрозненно. Вполне понятно, что ожидать консолидации российского третейского сообщества в скором времени, без какого-либо внешнего толчка, вряд ли стоит. Поэтому раз уж разработчики третейского законопроекта предлагают создать условия для императивного очищения с участием Правительства РФ, почему бы так же «сверху» не реализовать другое, более полезное и не менее эффективное начинание, которое, что важно, будет соответствовать правовой природе третейского разбирательства как института саморегулирования гражданского общества, — ввести саморегулирование в третейском сообществе страны, задав в пакете законопроектов контуры третейского объединения (императивное условие для его создания), участие в котором позволит администрировать третейское разбирательство заинтересованным структурам, а также создаст базу для деятельности третейского СРО. Хочется также напомнить, что идея совершенствования третейского законодательства исходила от самого третейского сообщества страны, именно оно, в первую очередь, было заинтересовано в борьбе со злоупотреблениями, и, видимо, ему самому и нужно наводить порядок в своей среде и реализовывать возможные контрольные полномочия! Поэтому создание своего рода «Федеральной палаты третейского сообщества» будет выглядеть более адекватно, чем государственный контроль за центрами третейского разбирательства, а также станет новым качественным этапом развития третейского разбирательства в России, о чем как раз и говорится в послании Президента РФ Федеральному собранию за 2012 год. Кстати, за введение саморегулирования в третейском сообществе совсем недавно высказался советник Президента РФ Вениамин Федорович Яковлев. Это заявление он сделал в ходе обсуждения пакета законопроектов по третейской реформе на состоявшемся в Российском союзе промышленников и предпринимателей Втором Всероссийском форуме третейского, медиативного и делового сообществ. Интересно и другое, введение саморегулирования настоятельно рекомендовано государством для другого способа альтернативного разрешения споров — института медиации. Такая возможность прямо зафиксирована в Федеральном законе «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». В законе о медиации детально прописаны цели, функции и требования, предъявляемые к медиативному саморегулированию. В России уже созданы несколько СРО в данной сфере, хотя сам институт медиации намного моложе своего «старшего брата» — третейского разбирательства. Уже сейчас идея саморегулирования в третейской сфере активно эксплуатируются… Вот что заявляет так называемый Союз третейских судов в пресс-релизе, посвященном своему трехлетию: «…главная задача — объединить все российские третейские суды для создания мощной, независимой, профессиональной системы альтернативного судопроизводства, которая будет соответствовать и применять в работе международные стандарты мировой судебной практики». И действовать они намерены без какой-либо оглядки назад: «Не так давно Союз получил право подать документы в Министерство юстиции Российской Федерации для присвоения звания «Российского». Так, название Российский Союз третейских судов утвердит растущий авторитет Союза и его участников в обществе». Стоит ли сомневаться в их дальнейшей активности? Новый опрос Редакции Редакция «ТС» также хотела бы понять, насколько идеи третейского саморегулирования близки нашему обществу. В этой связи на сайте «ТС» стартовал новый ежегодный опрос, позволяющий выявить приверженность тому или иному концептуальному походу, которые могут быть реализованы в ходе третейской реформы. Премия «Арбитраж и Примирение» становится постоянно действующей! В ходе Второго Всероссийского форума третейского, медиативного и делового сообществ состоялась Первая церемония вручения Общественной премии альтернативного разрешения споров «Арбитраж и Примирение» (далее — Премия). Учитывая безусловную важность оперативного информирования общественности о наиболее значительных достижениях в сфере третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража, судебных и внесудебных примирительных процедур, включая институт медиации, в нашей стране, оргкомитетом Премии принято решение о выдвижении кандидатур в номинанты и лауреаты Премии на постоянной основе. В связи с этим Редакция «ТС» информирует всех заинтересованных лиц о возможности выдвижения кандидатов в соответствии с процедурой, представленной ранее на сайте журнала «Третейский суд»9. Это позволит не только получать информацию о наиболее значимых событиях и достижениях в области АРС, но и представлять наиболее интересные из них на страницах «ТС» на регулярной основе, а также подготовить следующую церемонию вручения Общественной премии «Арбитраж и Примирение», как только число кандидатов в номинанты достигнет необходимого уровня. Несколько слов о материалах номера Говоря о содержании настоящего выпуска, особо хочется выделить тему, связанную с ожидаемым закатом концепции объективной беспристрастности третейского суда, выдвинутой в 2011 году Высшим Арбитражным Судом РФ. Приятно отметить, что мнение экспертного сообщества было услышано и нашло свое отражение в правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации, суть которых состоит в том, что беспристрастность — сугубо субъективное качество, и применительно к третейскому разбирательству связанно с беспристрастностью исключительно состава третейских судей. В этом номере «ТС» О. Ю. Скворцов комментирует определение КС РФ от 09.12.2014 № 2750-О, которое развивает правовую позицию КС РФ, выраженную в постановлении от 18.11.2014 № 30-П, в отношении корпоративных третейских судов, созданных при коммерческих организациях. Пока верстался номер, пришло еще одно опровержение концепции объективной беспристрастности третейского суда. Экономическая коллегия Верховного Суда отменила решения нижестоящих судов, отказавших в выдаче исполнительного листа на решение корпоративного Третейского суда при ОАО «Газпром», состав арбитров которого взыскал долг с дочерней организации ОАО «Газпром». С удовольствием сообщаем, что деятельность Третейского суда «Газпром» поддержена на высоком общественном уровне — в ходе 19-й церемонии вручения Высшей юридической премии «Фемида» за 2014 год он награжден серебрянной медалью премии «Фемида». Интересный взгляд на соотношение категорий «арбитрабильность» и «подведомственность» представлен в исследовании нашего постоянного автора С. А. Курочкина. Актуальные рекомендации по обеспечению эффективного участия Российской Федерации в международных спорах содержатся в работе А. В. Плахова. Тематика согласия на арбитраж в международных инвестиционных спорах, поднятая в прошлом выпуске «ТС», подвергается дальнейшему анализу в научном исследовании В. Н. Анурова. Правовая природа медиативного соглашения и его соотношение с мировым соглашением и другими договорами — предмет статьи нашего белорусского коллеги В. С. Каменкова. Эти и другие не менее содержательные статьи, статистические и методические материалы, вошедшие в настоящий номер журнала, несомненно, будут интересны и полезны нашим уважаемым читателям.
Главный редактор, кандидат юридических наук Г. В. СЕВАСТЬЯНОВ
На главную
|