На главную

СОДЕРЖАНИЕ № 2/3 (104/105)  2016


Summary — 5 
Г. В. Севастьянов
(Санкт-Петербург)
Особенности национального «саморегулирования» в сфере арбитража и медиации — 9 текст
Положение о порядке создания и деятельности Совета по совершенствованию третейского разбирательства — 13 
Правила предоставления права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения — 29 
Положение о депонировании правил постоянно действующего арбитражного учреждения — 33 
Д. А. Волосов
(Санкт-Петербург)
На задворках третейской реформы. Арбитражи получат выбор: в никуда или в никогда — 36 текст
О. А. Поротикова
(Воронеж))
Учредительная конференция по созданию Совета по профессиональным квалификациям в области медиации — 43 
Протокол учредительной конференции по созданию Совета по профессиональным квалификациям в области медиации на базе НП «Национальная организация медиаторов» — 44 
С. К. Загайнова
(Екатеринбург))
Взгляд на создание Совета по профессиональным квалификациям в области медиации — 49 
В. Л. Расторгуев
(Череповец))
Аналитическая записка по особенностям и перспективам развития медиации в РФ в связи с созданием Совета по профессиональным квалификациям в области медиации — 51 
ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ТРЕТЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА
В. В. Думлер
(Санкт-Петербург)
Арбитражные институты: российский и зарубежный опыт — 54 
Галина Жукова
(Франция)
Арбитражные институты: правовой статус, создание, обязательные требования, надзор за деятельностью — 55 текст
М. А. Яременко,
М. А. Яременко

(Москва)
Закон об арбитраже: вопросы практики в отсутствие практики — 76 текст
А. И. Зайцев
(Саратов)
Формирование списка арбитров: невозможность реализации на практике — 82 текст
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ВОПРОСАМ ТРЕТЕЙСКОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА
О. Ю. Скворцов
(Санкт–Петербург)
Обеспечительные меры в виде запрета проводить третейское разбирательство: попытка внедрения доктрины anti-suit injunction или недоразумение? — 87 текст
Определение Арбитражного суда Алтайского края от 17.02.2016 по делу № А03–547/2016 — 91 
Определение Арбитражного суда Ростовской области от 10.09.2015 по делу № А53–23688/2015 — 95 
Определение Арбитражного суда Ростовской области от 06.10.2015 по делу № А53–23688/2015 — 98 
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.11.2015 по делу № А53–23688/15 — 100 
М. А. Кульков,
С. В. Лысов

(Москва)
Актуальные вопросы арбитража в практике государственных судов — 107 текст
ПРОАРБИТРАЖНЫЙ ПОДХОД
М. М. Мишина
(Москва)
Практика рассмотрения компетентными судами заявлений о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решений Третейского суда при АНО «Независимая Арбитражная Палата» — 111 текст
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АРБИТРАЖ
В. Н. Ануров
(Москва)
Понятие «инвестиция» — 125 текст
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ АРБИТРАЖ
С. В. Лысов
(Москва)
Консолидация разбирательств в международном коммерческом арбитраже — 142 текст
Н. М. Ерофеева
(Москва)
Реализация принципа конфиденциальности в международном коммерческом арбитраже по праву Бермудских остров, Новой Зеландии и Сингапура — 151 текст
В. В. Хвалей
(Москва)
33 правила подготовки документов для международного арбитража — 158 текст
СПОРТИВНЫЙ АРБИТРАЖ
А. С. Данилевич,
Ф. К. Ольховка

(Белоруссия)
Роль исключительных обстоятельств при разрешении споров в Спортивном арбитражном суде — 163 текст
ИССЛЕДУЕМ ПРОБЛЕМАТИКУ
М. Э. Морозов
(Новосибирск)
Свойство окончательности решения третейского суда — 171 текст
О. А. Макарова
(Санкт-Петербург)
Полномочия третейского суда распорядиться о принятии обеспечительных мер: до и после Закона об арбитраже — 176 текст
А. И. Муранов
(Москва)
Приведение в исполнение третейских решений и решений иностранных судов в свете появления в АПК РФ претензионного порядка — 184 текст

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Центр арбитража и посредничества ТПП Российской Федерации — 193 
Международный коммерческий арбитражный суд — 194
Третейский суд для разрешения экономических споров при ТПП Российской Федерации — 195
Морская арбитражная комиссия — 196
Спортивный арбитраж при ТПП РФ — 197
Коллегия посредников по проведению примирительных процедур — 198

Третейский суд при Санкт–Петербургской ТПП — 199
Центр альтернативного урегулирования споров и медиации при Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате — 201
Система органов альтернативного разрешения споров при Российском союзе промышленников и предпринимателей — 202
Сибирский третейский суд — 206
Третейский суд при АНО «Независимая Арбитражная Палата» — 207
ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
С. К. Загайнова
(Екатеринбург)
Основные проблемы развития практики медиации в юридической деятельности и пути их решения — 208 текст
Н. И. Гайдаенко Шер
(Москва)
Арбитр как примиритель: сложности и возможности. Ответы на деликатные вопросы — 219 текст
АЛЬТЕРНАТИВНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ: НОВОСТИ
Ф. Н. Нигматуллин
(Пермь)
Третейское судопроизводство: перезагрузка — 227 
В. В. Лисицын
(Москва)
Медиация по-русски: современные вызовы и ближнесрочные прогнозы — 233 
О. В. Маврин
(Казань)
III Всероссийская школа конфликтологов по альтернативным методам разрешения конфликтов с международным участием в г. Казани — 239 
Студенческий конкурс МГЮА по третейскому разбирательству — 241 
Российские Арбитражные Дебаты — 245 
Третейская реформа: станет ли российская юрисдикция более комфортной для арбитража? — 248 
Бизнес–семинары по коммерческому арбитражу: третейское разбирательство от А до Я — 252 
Арбитражный клуб — 255 
Памяти Сергея Николаевича Лебедева — 256 
А. И. Лобода
(Москва)
С. Н. Лебедев — ученый, практик, педагог, дипломат — 258 
Анонс новой книги серии «Библиотека журнала «Третейский суд» — 263 

ВНИМАНИЮ АВТОРОВ! — 269 
Обложка журнала № 2/3 (104/105) 2016

Особенности национального «саморегулирования» в сфере арбитража и медиации

Ведущие правоведы России неоднократно высказывали предложения по созданию условий для решения всех возникающих проблем в области третейского разбирательства с использованием внутреннего потенциала третейского сообщества, поскольку именно третейское сообщество и никто другой в наибольшей степени мотивированно в саморазвитии и наведении порядка в своей среде.
 Отечественные институты саморегулирования в третейской среде в настоящий момент, к сожалению, находятся в стадии становления. Несмотря на существование нескольких третейских объединений (наиболее известные — Российский Центр содействия третейском разбирательству (РЦСТР), действующий более 15 лет; Национальная третейская палата (НТП), учреждена в 2011 г.; Ассоциация участников по содействию в развитии третейского разбирательства (РАА), создана в 2013 г.)), нет такого, которое смогло бы объединить и выражать интересы всех лиц, заинтересованных в развитии арбитража в нашей стране. А это обстоятельство, полагаем, является наиболее принципиальным моментом.
 В этом смысле наиболее прогрессивная модель саморегулирования арбитражного сообщества, на наш взгляд, создана в Германии, где на национальном уровне существует всего одно общественное объединение (Немецкая институция по арбитражному делу), членами которого являются все заинтересованные лица, чьи помыслы связаны с развитием арбитража: физические лица, как специалисты, так и потенциальные арбитры; юридические лица, включая торгово-промышленные палаты и объединения предпринимателей, содействующие развитию третейского разбирательства. Уникальность германского опыта третейского саморегулирования состоит в том, что консолидация такового уровня позволяет решать, прежде всего, общие задачи качественного развития арбитража. Или, говоря по-другому, поднимать уровень развития арбитража на территории всей страны одновременно.
 Предпосылки для исправления «раздробленности» национального третейского движения были и в нашей стране. Стоит напомнить, что в 2006 г. Торгово-промышленная палата РФ (при поддержке РЦСТР и Редакции журнала «Третейский суд») провела уникальное мероприятие — Первый (он же, к сожалению, единственный на сегодня) Всероссийский съезд постоянно действующих третейских судов, который, как отмечалось в его Резолюции, должен был проводиться не реже одного раза в два-три года. Но, видимо, уже тогда стало понятно, что эта работа потребует колоссальных усилий, поскольку профессиональный уровень различных отечественных центров третейского разбирательства резко отличался, что мы наблюдаем и в настоящий момент.
 В ходе российской третейской реформы вопросы третейского саморегулирования также поднимались, но свелись они, в конечном счете, к подготовке на уровне исполнительной власти ряда документов, в которых третейское саморегулирование представлено в несколько иной плоскости.
 Речь идет документах, которые приняты на уровне Правительства РФ и Минюста России в соответствии с Федеральным законом «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации», чьи тексты были не так давно обнародованы: 1) Порядок предоставления права или отказа в предоставлении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения; 2) Порядок депонирования правил постоянно действующего арбитражного учреждения; 3) Положение о порядке создания и деятельности Совета по совершенствованию третейского разбирательства. Документы и комментарии к ним представлены в этом номере «ТС».
 Наибольший интерес в рассматриваемом ракурсе имеет третий документ. В нем, по сути, представлена программа деятельности органа — Совета по совершенствованию третейского разбирательства (далее — Совет), олицетворяющего собой новые подходы к развитию арбитража в России.
 По числу функций, возлагаемых на Совет в Положении, его вполне можно считать прототипом третейского СРО, поскольку основной задачей Совета является создание благоприятных условий для развития независимого и профессионального арбитража (третейского разбирательства) в Российской Федерации. К числу функций Совета, помимо той, ради которой он изначально предлагался — подготовки рекомендаций Правительству РФ о представлении НКО права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения — определен довольно весомый перечень: мониторинговых, аналитических, информационных, экспертных, законотворческих, общенаучных, контрольных и других. Совет вправе: запрашивать необходимую информацию у НКО; создавать постоянные и временные рабочие и экспертные группы; направлять своих представителей на различные совещания и конференции по проблематике арбитража, включая международные, а также самостоятельно их организовывать; взаимодействовать с российскими и зарубежными учебными и научными учреждениями и организациями, осуществляющими деятельность по продвижению, распространению и совершенствованию арбитража.
 Не менее важным обстоятельством, роднящим Совет с аналогом третейского СРО, является его состав, который на две трети должен состоять из представителей юридического, научного и предпринимательского сообщества, причем не менее половины членов Совета должны быть учеными-юристами.
 С целью оказания содействия в формировании Совета Редакция журнала провела специальный опрос (см.: сайт журнала «Третейский суд» www.arbitrage.spb.ru). Как и планировалось, результаты опроса были направлены в качестве рекомендации Минюсту России. Итоги рейтингового голосования выглядят следующим образом: Т. Е. Абова, А. С. Комаров, О. Ю. Скворцов, Г. В. Севастьянов, Е. И. Носырева, М. Э. Морозов, А. Н. Жильцов, А. В. Асосков, И. С. Зыкин, М. Ю. Савранский.
 Тем самым, на правительственном уровне создается прообраз национального арбитражного объединения, которое в ближайшей перспективе вполне может потеснить существующие третейские структуры. И все же, хочется надеяться, что в будущем, в том числе с учетом германского опыта, Совет передаст свои функции третейскому сообществу.

Саморегулирование в среде медиаторов

В этом году исполнилось пять лет с момента вступления в силу Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее — Закон о медиации). Нормами названного закона впервые в отечественной традиции альтернативного разрешения споров были установлены специальные требования к саморегулированию в медиационном сообществе, которые были несколько смягчены изменениями к Закону о медиации, позволившими создавать СРО в области медиации с участием как физических лиц (профессиональных медиаторов), так и юридических лиц (организаций медиаторов).
 С большим трудом, но несколько СРО медиаторов появились в нашей стране. По сведениям государственного реестра саморегулируемых организаций медиаторов всего три: Некоммерческое партнерство «Межрегиональный Союз Медиаторов «Согласие» (создано в 2012 г.); НП «Альянс профессиональных медиаторов» (2012 г.); НП «Национальная организация медиаторов» (2013 г.).
 Как известно, идея саморегулирования связана с обеспечением качества той деятельности, которая объединяет членов СРО. Казалось бы, создания СРО медиаторов вполне было достаточно, чтобы последовательно решать эту задачу, так как к числу функций СРО медиаторов относится разработка стандартов подготовки медиаторов. Но поскольку Законом о медиации не предусмотрено обязательное членство в СРО медиаторов, в нем содержалось дополнительное требование к подготовке медиаторов на основе образовательных программ, которые должны были утверждаться Правительством. Со временем программа подготовки медиаторов была подготовлена, а число образовательных центров, реализующих эту программу, стало расти в геометрической прогрессии. В 2013 году были внесены изменения в Закон о медиации, и норма об утверждении программы подготовки на уровне Правительства РФ была исключена.
 Но и на этом полет фантазии по обеспечению качества подготовки российских медиаторов не остановился. Возникла идея создания профессионального стандарта для специалиста в области медиации (медиатора), который был утвержден приказом № 1041н Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15.12.2014. Правда, названный документ так и не вступил в силу, поскольку до настоящей поры нигде официально не опубликован.
 Ну и наконец, новое веяние. В начале июня 2016 г. состоялась учредительная конференция по созданию Совета по профессиональным квалификациям в области медиации (далее — Совет), к числу задач которого относится установление требований для подтверждения профессиональной подготовки, координация и контроль деятельности по оценке и присвоению профессиональной квалификации, общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность в области медиации и др. (мнения экспертов в отношении формирования Совета опубликованы в этом номере «ТС»).
 Тем самым, круг замкнулся: откуда ушли, туда и пришли, но уже, как говорится, на «новом качественном уровне». Правда, СРО медиаторов совсем выпадают из многоступенчатой пирамиды, обеспечивающей качество подготовки российских медиаторов.
 Практический интерес вызывает соотношение понятий «профессиональный медиатор» (по Закону о медиации) и «профессия медиатор» (в соответствии с профессиональными стандартами). Закон о медиации не рассматривает медиацию в качестве профессии, а лишь определяет требование к профессиональному медиатору, в числе которых получение дополнительного профессионального образования по вопросам применения процедуры медиации. Следовательно, подготовка профессионального медиатора и овладение профессией медиатор это не одно и то же. А поскольку отождествлять эти понятия нельзя, то, с учетом несформировавшейся потребности у отечественных работодателей в приеме медиаторов на работу, деятельность Совета может носить довольно абстрактный характер, рассчитанный на весьма отдаленную перспективу, что, в свою очередь, ставит под сомнение необходимость формирования в настоящий момент требований к профессиональной квалификации в области медиации.
 Подводя общий итог, становится понятно, что до реального саморегулирования в области альтернативного разрешения споров мы еще, к сожалению, не доросли. А раз так, качество арбитража и медиации в России будет обеспечиваться созданием специальных Советов, деятельность которых будет заслонять ростки общественной консолидации и саморегулирования.

Главный редактор, кандидат юридических наук
Г. В. СЕВАСТЬЯНОВ

На главную