На главную

СОДЕРЖАНИЕ № 6 (108)  2016


Summary — 5 
Г. В. Севастьянов
(Санкт-Петербург)
АРС в России: кнут или пряник? — 7 текст
Письмо Генеральному прокурору Российской Федерации Ю. Я. Чайке — 10 
Законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации — 13 
Законопроект о внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации — 17 
ФОРУМ
IV Всероссийский форум третейского, медиационного и делового сообществ — 25 
А. О. Тихонова
(Воронеж)
Досудебные и судебные примирительные процедуры в России: совершенствование законодательства и перспективы развития — 35 
ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ТРЕТЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА
Г. В. Севастьянов
(Санкт-Петербург)
Судьба арбитражных соглашений в переходный период третейской реформы и после него — 41 текст
М. Э. Морозов
(Новосибирск)
Процессуальные вопросы оспаривания отказа в выдаче разрешения на администрирование арбитража — 46 текст
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ВОПРОСАМ ТРЕТЕЙСКОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА
О. Ю. Скворцов
(Санкт–Петербург)
Третейское соглашение: допустимо ли его распространение на выгодоприобретателя, не заключавшего его? — 52 текст
Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.10.2016 № 46-КГ16-21 — 55 
ПРАКТИКА ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ
М. Л. Башкатов
(Москва)
Наиболее интересные решения и постановления МКАС (2010–2014 гг.). Краткий комментарий к решению от 31.08.2011 по делу № 252/2010 — 69 
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ АРБИТРАЖ
Р. О. Зыков,
М. Н. Самойлов,
В. В. Хвалей

(Москва)
Опрос Арбитражной Ассоциации 2016 года: влияние санкций на коммерческий арбитраж — 97 
Р. Н. Бутенко
(Москва)
Адъюдикация в системе альтернативного разрешения международных коммерческих споров — 109 текст

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Центр арбитража и посредничества ТПП Российской Федерации — 123 
Международный коммерческий арбитражный суд — 124
Третейский суд для разрешения экономических споров при ТПП Российской Федерации — 124
Морская арбитражная комиссия — 126
Спортивный арбитраж при ТПП РФ — 127
Коллегия посредников по проведению примирительных процедур — 128

Третейский суд при Санкт–Петербургской ТПП — 129
Центр альтернативного урегулирования споров и медиации при Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате — 121
Система органов альтернативного разрешения споров при Российском союзе промышленников и предпринимателей — 132
Сибирский третейский суд — 136
Третейский суд при АНО «Независимая Арбитражная Палата» — 137
ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
М. А. Кульков
(Москва)
Законопроект РСПП по развитию примирительных процедур — 138 
Законопроект о внесении изменений в АПК РФ и Закон о медиации — 139 
Е. В. Горшенина
(Челябинск)
Обзор предложений по совершенствованию законодательства о медиации: что важно и о чем лучше забыть. Взгляд практикующего медиатора — 144 текст
Жан А. Мириманофф
(Франция)
Гибридные формы разрешения споров — 150 текст
АЛЬТЕРНАТИВНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ: НОВОСТИ
И. Н. Лукьянова
(Москва)
Конкурс ВАВТ им. М. Г. Розенберга: место встречи приверженцев арбитража изменить уже нельзя — 164 
Российские Арбитражные дебаты — раунд 2 — 168 
Семинар «Ближайшее будущее третейского разбирательства — 172 
Е. В. Базилевских,
Н. Н. Маколкин

(Казань)
Обзор III ежегодного симпозиума журнала «Вестник гражданского процесса» «2016 — Казанский арбитражный день: развитие верховенства права и региональные проблемы» — 175 
Конференция ИД «Коммерсантъ» «Арбитраж в России: что будет дальше?» — 179 
Конференция ICC Russia «Россия как место разрешения споров» — 182 
Л. В. Власова
(Белоруссия)
Медиация на постсоветском пространстве — 185 

ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ АРС — 193 
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ В ЖУРНАЛЕ «ТРЕТЕЙСКИЙ СУД» В 2016 ГОДУ — 200 
ИНФОРМАЦИЯ О ПОДПИСКЕ — 210 
Обложка журнала № 6 (108) 2016

АРС в России: кнут или пряник?

Развитие альтернативного разрешения споров (АРС) в нашей стране протекает довольно спонтанно. Становление институтов саморегулирования гражданского общества, каковыми являются арбитраж (третейское разбирательство), примирительные процедуры, включая институт медиации, протекает не без проблем. Причем эксцессы возникают, как известно, фактически на всех уровнях: 1) сторон, избравших тот или иной способ АРС для разрешения споров и урегулирования конфликтов; 2) специалистов, принимающих на себя функции по администрированию и/или содействию сторонам в преодолении спора; 3) компетентных государственных органов власти, контролирующих и содействующих воплощению в жизнь результатов, достигнутых в ходе применения способов АРС. Конечно, хотелось бы считать возникающие «нестыковки» проблемами роста, но два с половиной десятка лет развития АРС в современной России довольно значительный временной отрезок, в ходе которого можно было хотя бы попытаться все систематизировать и на этой основе создать национальную концепцию развития АРС в России.
 На деле же происходит своего рода латание дыр путем подготовки и принятия разрозненных законопроектов в области АРС, предполагающих изменения в законы: о медиации, о несостоятельности (банкротстве), о бесплатной юридической помощи, об исполнительном производстве, а также АПК РФ, ГПК РФ, СК РФ, НК РФ, УПК РФ, УК РФ и проч.
 Одни проекты законов пытаются создать благоприятные условия и в чем-то даже поддержать становление и более активное применение на практике, например, института медиации и примирительных процедур. Так, в этом выпуске «ТС» представлен законопроект, связанные с внесением изменений в закон о медиации и АПК РФ, подготовленный рабочей группой Российского союза промышленников и предпринимателей. Законопроект прошел первое общественное обсуждение 8 декабря 2016 г. в Воронежском государственном университете в ходе состоявшегося там IV Всероссийского форума третейского, медиационного и делового сообщества, информация о котором публикуется в настоящем номере.
 Другие законотворческие предложения, наоборот, делают основной акцент на ограничительной направленности и формировании потенциального недоверия к институтам АРС в российском обществе. Так, проблему низкой компетентности отдельных специалистов в сфере третейского разбирательства и возникающих, в том числе на этой почве, злоупотреблений «закрыли» введением в новом законе об арбитраже разрешительного порядка создания арбитражных институтов, ограничением арбитрабильности споров для третейского суда ad hoc, расширением контрольных полномочий компетентных органов власти, формализация правил арбитража, хотя в основе АРС заложено совершенно иное — диспозитивное регулирование отношений, которое предполагает ответственность сторон за добровольный взаимосогласованный выбор и обращение к тому или иному способу АРС, а также структурам и лицам, содействующим его применению.
 В октябре 2016 г. в Государственную Думу внесен новый законопроект № 3633-7, устанавливающий уголовную ответственность для арбитров:
 «Отсутствие уголовной ответственности третейских судей (понятие арбитра (третейского судьи) установлено статьей 2 Федерального закона от 29.12.2015 № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации») за злоупотребление своими полномочиями и получение незаконного вознаграждения существенно увеличивает риск коррупционных злоупотреблений арбитров (третейских) судей в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц вопреки задачам своей деятельности.
 …законопроектом предлагается распространить на арбитров (третейских судей) действие статьи 202 Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей уголовную ответственность за злоупотребление полномочиями частных нотариусов и аудиторов, а также статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации, устанавливающей уголовную ответственность за коммерческий подкуп.».
 Не вызывает сомнений необходимость борьбы с противоправными явлениями в любой сфере нашей жизни. Однако нельзя забывать, что способы АРС воспринимаются мировым сообществом как важные антикоррупционные средства. К тому же, как известно, применение способов АРС основано на добровольным взаимосогласованном выборе сторонами: 1) способа альтернативного разрешения спора; 2) центра, содействующего реализации негосударственного способа разрешения спора или урегулированию конфликта; а также 3) конкретных лиц, разрешающих спор или содействующих примирению сторон. По этой причине любая ответственность за данный выбор ложится на плечи самих сторон — в этом суть альтернативного разрешения споров и принципиальное отличие от способов разрешения споров, гарантированных государством. В связи с этим предлагаемая «криминализация» деятельности арбитров не только искажает природу отношений в области АРС, но и создает общий негативный фон для развития АРС в нашей стране, а также дает в «нечистоплотные руки» новые опасные инструменты… К сожалению, не так давно мы уже стали свидетелями использования уголовного преследования для дискредитации деятельности, направленной на примирение сторон… Более подробная информация об этом неприглядном инциденте и его правовых последствиях для медиатора и развития АРС в России представлена в коллективном обращении медиаторов страны на имя Генерального прокурора России. Зачем же создавать дополнительные условия, по сути поощряющие подобные действия?
 На этом фоне, несомненно, проарбитражным выглядит законопроект Правительства Российской Федерации, связанный с внесением изменений в Налоговый кодекс РФ. Законопроект устраняет правовую неопределенность и закрепляет сложившуюся практику в отношении отсутствия необходимости обложения налогом на добавленную стоимость арбитража (третейского разбирательства), администрируемого постоянно действующим арбитражным учреждением, и выполнения постоянно действующим арбитражным учреждением функций по администрированию арбитража (третейского разбирательства). Единственным диссонансом в предлагаемом регулировании можно считать некоторое смешение арбитража с предоставлением услуг, от чего ранее обоснованно отказались разработчики нового закона об арбитраже. Законопроект опубликован в данном номере.
 Ну и, конечно же, развитие АРС в нашей стране продолжит пробуксовки, если взаимодействие с государственными судами и другими компетентными органами государственной власти не выйдет на новый качественный уровень, позволяющий в режиме реального диалога актуализировать наиболее сложные вопросы, возникающие на практике. В этой связи хочется подвести общий итог размышлений на тему сбалансированного подхода к развитию АРС в нашей стране актуальными высказываниями заместителя Министра юстиции России М. Л. Гальперина: «Критически важно, чтобы государственные суды стали доверять третейским», и Вице-президента Торгово-промышленной палаты РФ В. В. Чубарова: «Без четкого взаимодействия арбитражных институтов с государственными судами страна не может считаться проарбитражной»3. Предлагаемые подходы в полной мере относятся к эффективному развитию в нашей стране и примирительных процедур, включая институт медиации. Хочется пожелать всем нам успехов в этом, безусловно, актуальном направлении деятельности, без которого ни меры содействия, ни контроль не выйдут на необходимый уровень эффективности. Эти слова, думаем, можно считать наиболее ценным новогодним пожеланием.
 От всей души поздравляем наших уважаемых читателей с наступающим Новым годом и Рождеством!

Главный редактор, кандидат юридических наук
Г. В. СЕВАСТЬЯНОВ

На главную