На главную
СОДЕРЖАНИЕ № 1/2 (113/114) 2018
|
|
Summary — 5
|
Г. В. Севастьянов (Санкт-Петербург) |
Результаты третейской реформы: время консолидироваться и «собирать камни». Арбитрабильность снова «лихорадит» — 8
На состоявшейся в апреле 2018 г. V ежегодной конференции Арбитражной Ассоциации прозвучали, на наш взгляд, очень важные и своевременные слова...
|
ЭКСПЕРТНЫЙ СОВЕТ ТРЕТЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА
|
|
Выступление М. Л. Гальперина на конференции Арбитражной Ассоциации — 15
|
|
Отчет о деятельности Совета по совершенствованию третейского разбирательства за 2017 г. — 19
|
|
Проект Федерального закона о внесении изменений в статью 44 Федерального закона об арбитраже; поправки к нему и справка Аппарата Правительства Российской Федерации о проекте поправок — 31
|
|
Аналитическая справка «О количестве крупных национальных арбитражных учреждений в ряде иностранных юрисдикций и о соотношении в них арбитражных разбирательств в судах ad hoc и в институциализированном арбитраже» (извлечение) — 39
|
В. В. Хвалей (Москва) |
Стыдно, девушки… (несколько комментариев к Аналитической справке о количестве крупных национальных арбитражных учреждений) — 42
|
|
Письмо Министерства юстиции России председателю АНО «Центр арбитражного разбирательства» М. Э. Морозову от 05.04.2018 № 09-46198/18 — 46
|
С. А. Курочкин (Екатеринбург) |
Эффективность нового российского законодательства об арбитраже — 48
Реформа арбитража в России остается одним из наиболее острых вопросов в повестке дня российской юридической общественности. Спектр оценок закономерно широк — от поддержки до полного неприятия результатов реформы. Звучат разные мнения о том, насколько удачным оказалось новое законодательство об арбитраже, соответствует ли современным требованиям практика его применения. В предлагаемой вниманию читателей статье представлены результаты анализа российского арбитражного законодательства с применением методов law and economics, позволяющего не только оценить эффективность принятых норм, но и дать прогноз их дальнейшего регулятивного воздействия. Ключевые слова: арбитраж; третейское разбирательство; эффективность; реформа арбитража; экономический анализ права; издержки; благосостояние. Kurochkin S. A Towards the Effectiveness of the New Russian Arbitral Legislation Summary:The Reform of Arbitration in Russia is an acute issue for Russian professional community. The spectrum of opinions is quite extensive. New legislation has become a focal point of intense discussion. Leaving aside all affective assessments, the present article was designed on the issues of the efficiency of the Russian arbitral legislation based on the law and economics principles. The analysis given allows both to appreciate the efficiency of the enacted norms and forecast their further regulative impact. Keywords:arbitration; effectiveness; the reform of arbitration; law and economics; costs; social welfare.
|
БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА «ТРЕТЕЙСКИЙ СУД»
|
Г. В. Севастьянов (Санкт-Петербург) |
Вечер памяти Валерия Абрамовича Мусина (о презентации нового российского учебника «Международный коммерческий арбитраж», посвященного профессору В. А. Мусину) — 62/63
|
О. Ю. Скворцов (Санкт-Петербург) |
Профессор Мусин — 71
|
|
Страницы из учебника «Международный коммерческий арбитраж»: Параграф 6.3 «Арбитрабильность отдельных категорий споров» — 78
|
А. В. Асосков (Москва) |
6.3.1. Арбитрабильность корпоративных споров — 78
|
Г. В. Севастьянов (Санкт-Петербург) |
6.3.2. Арбитрабильность споров о недвижимом имуществе — 89
|
Е. С. Ращевский (Москва) |
6.3.3. Арбитрабильность споров из государственных контрактов — 103
|
Е. А. Трусова (Москва) |
6.3.4. Арбитрабильность споров об интеллектуальной собственности — 109
|
С. В. Гузей, А. Д. Зеленин (Москва) |
6.3.5. Арбитрабильность и банкротство — 119
|
ПРОАРБИТРАЖНЫЙ ПОДХОД
|
О. Ю. Скворцов (Санкт-Петербург) |
Арбитрабильность споров о закупках: борьба классического цивилистического подхода и теории «накопления публичного элемента» — 130
В обзоре комментируются подходы к арбитрабильности споров о закупках. В частности, анализируются аргументы сторонников теории «накопления публичного элемента». С другой стороны, рассматриваются доводы сторонников классического подхода к решению проблемы. Ключевые слова: арбитраж; арбитрабильность; споры о закупках. Skvortsov O. Yu. Arbitrability of disputes on procurement: wrestling between classic approach and theory of “public element accumulation” Summary:The review comments on approaches to arbitrability of disputes on procurement. In particular analysed the arguments of the theory of “public” element accumulation. On the other hand deals with the arguments of supporters of the classical approach to solving the problem. Keywords: arbitration; arbitrability; disputes on procurement.
|
|
Запрос Верховного Суда РФ в Конституционный Суд РФ от 23.11.2017 № 305-ЭС17-7240 — 132
|
|
Конституционный Суд Российской Федерации Определение от 12.04.2018 № 865-О — 143
|
|
Верховный Суд Российской Федерации Определение от 18.05.2018 № 305-ЭС17-7240 по делу № А40-165680/2016 — 149
|
|
Письмо Министерства юстиции России судье Конституционного Суда Российской Федерации Л. М. Жарковой от 26.02.2018 № 09/26098-ЮЛ — 152
|
|
Позиция членов Совета по совершенствованию третейского разбирательства относительно арбитрабильности споров, вытекающих из договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ — 162
|
|
Заключение Российского центра содействия третейскому разбирательству — 183
|
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ПО ВОПРОСАМ ТРЕТЕЙСКОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА
|
М. А. Кульков, С. В. Лысов, В. В. Родионов (Москва) |
Обзор практики российских судов в отношении международного арбитража и внутренних третейских разбирательств — 192
Авторы предлагают обзор наиболее интересных недавних дел, связанных с вопросами международного коммерческого арбитража и внутренних третейских разбирательств. Ключевые слова: публичный порядок; действительность арбитражного соглашения; арбитрабильность. Kulkov M. A., Lysov S. V., Rodionov V. V. Review of Russian law cases on international and domestic arbitration issues Summary:The authors present the review of the most notable recent law cases on the recognition and enforcement of international arbitration awards. Keywords: public order; validity of arbitration agreement; arbitrability.
|
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АРБИТРАЖ
|
В. Н. Ануров (Москва) |
Допустимость подачи иска — 199
Когда арбитражный трибунал рассматривает допустимость иска, предъявленного иностранным инвестором против принимающего государства, фокус правового анализа смещается преимущественно в сторону процессуальных вопросов, таких как своевременность подачи иска и арбитрабильность. Автор настоящей статьи демонстрирует различные случаи, когда дискреционные полномочия арбитров, широкие формулировки арбитражных оговорок или правил арбитража играют ключевую роль в принятии арбитражным трибуналом юрисдикции или отказе от нее. Особое внимание уделено арбитрабильности споров, возникающих из публичных отношений между иностранным инвестором и принимающим государством Ключевые слова: инвестиционный арбитраж; двусторонние/многосторонние инвестиционные соглашения; допустимость; арбитрабильность. Anurov V. N. Admissibility of submission of a claim Summary: When the arbitration tribunal considers admissibility of submission of a claim by a foreign investor against the host state, the focus of legal analysis shifts mainly to procedural issues, such as promptness of submission of a claim and arbitrability. The author of this article considers various cases of discretion power of arbitrators, broad wording of arbitrations clauses or arbitration rules playing a key role in accepting or rejecting jurisdiction of the arbitral tribunal. The special attention is drawn to arbitrability of disputes arisen from public relationship between a foreign investor and the host state. Keywords: investment arbitration; bilateral/multilateral investment agreements; admissibility; arbitrability.
|
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ АРБИТРАЖ
|
Л. В. Терентьева (Москва) |
Установление содержания применимого права международным коммерческим арбитражем — 218
В настоящей статье оценивается возможность распространения ст. 1191 ГК РФ, регламентирующей порядок деятельности государственного суда по установлению содержания иностранного права, на коммерческий арбитраж. Приводятся различные доктринальные позиции, как обосновывающие, так и отрицающие рассмотрение данной статьи в качестве обязательной и для коммерческих арбитражей. Исходя из систематического толкования ст. 1191 ГК РФ, которое свидетельствует о ее целенаправленной ориентированности только на государственные суды, автор приходит к выводу, что действие ст. 1191 ГК РФ не распространяется на международный коммерческий арбитраж. Ключевые слова: международный коммерческий арбитраж; применимое право; установление содержания иностранного права; jura novit curia; jura aliena novit curia. Terentieva L. V. Ascertainment of the content of the applicable law by the international commercial arbitration Summary: The article considers Art. 1191 of the Civil Code of the Russian Federation that regulates the procedure for establishing the content of foreign law by courts. The purpose of this work is to determine how foreign law is established, and whether it must be established in international commercial arbitration. The survey of the opposite doctrinal positions and systematic interpretation of Art. 1191 Civil Code leads to the conclusion that the action of Art. 1191 Civil Code does not spread on the international commercial arbitration. Keywords: international commercial arbitration; applicable law; establishing of the content of foreign law; jura novit curia; jura aliena novit curia.
|
А. В. Грибанов (Томск) |
Участие физических лиц в качестве сторон в международных арбитражных спорах — 229
Настоящая статья касается вопроса, связанного с субъектным составом спора, рассматриваемого в международном коммерческом арбитраже, а именно участия в нем физических лиц в качестве сторон спора. На основе анализа российского законодательства и практики арбитражных разбирательств автором обосновывается допустимость рассмотрения споров с участием физических лиц, не имеющих статуса предпринимателя, в международном коммерческом арбитраже; также обращается внимание на проблемы, которые могут возникать по таким спорам, и обстоятельства, которые необходимо учитывать при обращении в арбитраж в связи с возникновением указанных споров. Ключевые слова: международный коммерческий арбитраж; компетенция; сторона; физическое лицо; коммерческое предприятие; коммерческий характер спора; внешнеэкономическая деятельность; международные экономические связи. Gribanov A. V. Individuals as Parties of International Arbitration Disputes Summary: The present article concerns the issue of composition of parties to international arbitration disputes, namely, the issue of participation of individuals as parties of such disputes. Based on the analysis of the Russian legislation and arbitration practice, the author substantiates the admissibility of disputes with individuals (non-entrepreneurs) in international commercial arbitration. Also, the author draws attention to the problems which can arise from such disputes, as well as circumstances to be taken into consideration when filing a case on such disputes. Keywords: international commercial arbitration; competence; party; individual; place of business; commercial dispute; foreign trade activity; international economic relations.
|
ИССЛЕДУЕМ ПРОБЛЕМАТИКУ
|
Ю. Э. Монастырский (Москва) |
Некоторые особенности применения ст. 15 и 393 ГК РФ в вопросе присуждения убытков арбитражем в Российской Федерации — 239
В отечественной юридической литературе приводилось немного рассуждений касательно того, как соотносятся в ГК РФ ст. 15 и 393. Обе они регулируют возмещение убытков, однако берут за основу разный базовый критерий их сути и определения. Статья 393 устанавливает принцип «полного возмещения», т. е. должно возникнуть такое состояние, которое могло бы быть, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом. Общая ст. 15 вводит другую формулу, а именно «стоимость нарушения права лица», что подразумевает подсчет, основанный на том, как если бы предосудительное поведение должника вообще не имело места. В литературе почти не рассматривался вопрос о том, может ли ст. 15 применяться напрямую при внедоговорных отношениях или только посредством главы о деликтах. Обозначенный правовой нюанс носит практический и довольно содержательный характер. Ключевые слова: убытки; принцип полного возмещения; арбитраж. Monastyrsky Y. E. Some peculiarities of application of Article 15 and Article 393 of the Russian Federation Civil Code in awarding damages by arbitration Summary: In our literature, quite a few arguments have been cited concerning correlation of Article 15 and Article 393 in the Civil Code. Both of them regulate damages, however, they are based on a different basic criterion of their essence and definition. Art. 393 establishes the principle of “full recovery”, as if the obligation was duly executed. General Art. 15 introduces another formula, namely, “the cost of violating a person’s right”, which implies a calculation based on the assumption that debtor’s condemned behavior did not take place at all. In literature the question of whether Art. 15 applies directly to extra-contractual relations or through the chapter on delicts is hardly ever discussed. This legal subtlety is of a practical and thoughtful nature. Keywords: damages; principle of full recovery; arbitration.
|
А. В. Мертвищев (Екатеринбург) |
Подача заявлений о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов — 251
В статье рассматриваются спорные вопросы, связанные с процедурой подачи заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов, в частности вопрос подведомственности данной категории дел, а также проблема применения к указанным отношениям норм процессуального законодательства о необходимости соблюдения обязательного досудебного порядка. Ключевые слова: третейский суд; выдача исполнительного документа; подведомственность; претензионный (досудебный) порядок. Mertvishchev A. V. Submission of application forms for issuance of writs of execution to enforce arbitral awards Summary: The article discusses disputable cases on SA submission procedure for issuing of writs of execution to enforce arbitral awards. In particular, the author analyzes the question of the jurisdiction of this category of cases. In this regard, the problem of application of procedural legislation standards in the course of an obligatory pre-judicial order is considered. Keywords: arbitration; issuance of a writs of execution to enforce arbitral awards; pre-judicial order.
|
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Система органов альтернативного разрешения споров при Российском союзе промышленников и предпринимателей — 258
Центр альтернативного урегулирования споров и медиации при Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате — 262
|
ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
|
А. Е. Березий, А. Н. Кузбагаров (Санкт-Петербург) |
Соотношение третейского разбирательства и процедуры медиации — 263
В статье на основе анализа нового законодательства России об арбитраже и процедуре медиации рассматривается возможность использования примирения и, в частности, медиации в третейском разбирательстве. Ключевые слова: третейское разбирательство; медиация; стимулирование. Bereziy A. Ye., Kuzbagarov A. N. Ratio between arbitration trial and procedure of mediation Summary: The article considers the possibility of use of reconciliation and, in particular, mediation in arbitration trial, basing of the analysis of the new legislation of Russia on arbitration and procedure of mediation. Keywords: arbitration trial; mediation; stimulation.
|
А. Г. Магомедова, Д. В. Заздравных (Воронеж) |
Формирование резерва медиаторов: опыт образовательной и практической деятельности — 270
В статье исследуется проблема кадрового потенциала профессиональных медиаторов. Анализируется опыт обучения студентов по программе повышения квалификации «Медиация. Базовый курс» Центром правовых инноваций и примирительных процедур Воронежского государственного университета (ВГУ); опыт открытия в ВГУ медиативной клиники; организации и проведения студенческих конкурсов по медиации. Ключевые слова: медиация; проблема кадрового потенциала профессиональных медиаторов; подготовка профессиональных медиаторов; студенты; медиативная клиника; конкурс медиации.
Magomedova A. G., Zazdravnykh D. V Formation of mediators’ reserve: experience of educational and practical activities Summary: The article considers the problem of personnel potential of professional mediators and analyzes the experience of students’ training in the program of professional development “Mediation. Basic course” in the Center of legal innovations and conciliatory procedures of VSU, the experience of opening in VSU mediation clinics and organizing and holding student competitions in mediation. Keywords: mediation; problem of personnel potential of professional mediators; preparation of professional mediators; students; mediation clinic; competitions in mediation.
|
Ю. А. Яковлева (Пермь) |
Европейский подход к профессиональной подготовке медиаторов. Стандарты компетенции специалистов в Австрии и Словакии — 276
Автор проводит сравнительный анализ подходов Австрии и Словакии к подготовке медиаторов и контролю их деятельности. Делается вывод о том, чем опыт коллег может быть полезен отечественной медиативной практике. Ключевые слова: медиация; медиатор; министерство юстиции; реестр медиаторов; профессиональная подготовка медиаторов.
Yakovleva Yu. A. European approach to the professional training of mediators. Standards of specialist competence in Austria and Slovakia Summary: The author gives a comparative analysis of approaches in Austria and Slovakia to the training of mediators and control of their activity and makes a conclusion on what exactly can be useful for the Russian mediation practice. Keywords: mediation; mediator; Ministry of Justice; register of mediators; professional training of mediators.
|
СУДЕБНОЕ ПРИМИРЕНИЕ
|
Д. В. Князев (Томск) |
Изменения 1983 г. в Федеральных правилах гражданского процесса США как поворотный этап трансформации роли судьи на подготовительной стадии гражданского судопроизводства — 281
Поправки, внесенные в Федеральные правила гражданского процесса США (далее — ФПГП) в 1983 г., представляли собой реакцию судебной и законодательной власти на проблемы, с которыми столкнулась судебная система США во второй половине ХХ в.: значительное увеличение количества дел и их усложнение, увеличение продолжительности рассмотрения дел и рост судебных расходов. Причина неготовности судебной системы к скоплению дел, по мнению авторов поправок, крылась в традиционно пассивной роли судьи на подготовительной стадии процесса (до судебного разбирательства), прежде всего в вопросах раскрытия (обнаружения) доказательств, что вело к затягиванию и удорожанию судопроизводства. Изменения 1983 г. усилили «активистскую» роль судьи на подготовительной стадии: стадия приобрела самостоятельное значение; был расширен круг вопросов, которые надлежало решить судье на этом этапе; впервые судьям вменялось в обязанность контролировать развитие процесса; были расширены их полномочия, появилась возможность ограничивать стороны в процедурах раскрытия (обнаружения) доказательств, устанавливать предельные сроки совершения процессуальных действий; впервые была ясно обозначена возможность и желательность заключения сторонами мирового соглашения на рассматриваемой стадии. Несмотря на то что в американском юридическом сообществе в тот момент шла дискуссия относительно необходимости повышения активности судьи на подготовительной стадии судопроизводства (она продолжается и сейчас), федеральный законодатель с подачи Верховного суда (ВС) США, по сути, легализовал кейс-менеджмент, практиковавшийся некоторыми окружными судьями. Рассматриваемые поправки оказали существенное влияние на дальнейшее развитие гражданского судопроизводства США. Ключевые слова: гражданский процесс США; история гражданского процесса США; подготовка дела к судебному разбирательству; раскрытие доказательств; кейс-менеджмент; судебное примирение.
Kniazev D. V. The August 1983 Amendments to the Federal Rules of Civil Procedure as a landmark in transformation of the judge’s role in pretrial Summary: The August 1983 Amendments to the Federal Rules of Civil Procedure were the reaction of the federal legislative and judiciary powers against the increased case filings(many became increasingly complex), delays and growth of litigation costs in the second half of the 20th century. The judicial system was not ready to the backlog of cases. Traditional inaction of judges in the pretrial stage of civil procedure, especially in discovery, seemed to be the cause of delays and rise of costs. The Amendments strengthened the pretrial judge’s active role, which meant early active judicial involvement in the pretrial phases, prevention of misuse or overuse of discovery tools by the parties, desirability of a settlement with active judicial promotion. Despite the debate on the role a judge should play in the pretrial phase, the amendments “legalized” active case management. The 1983 Amendments to the FRCP deeply affected the evolution of civil procedure of the United States. Keywords: civil procedure of the United States; history of the civil procedure of the
United States; pretrial; discovery; settlement.
|
АЛЬТЕРНАТИВНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ: НОВОСТИ
|
|
Санкт-Петербургский морской форум: актуальные вопросы морского судоходства — 292
|
|
Торжественное открытие отделения МКАС при ТПП РФ в Санкт-Петербурге — 300
|
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
|
И. Н. Балашова (Саратов) |
Взгляды А. И. Зайцева на нормы Модельного закона СНГ «О третейских судах и третейском разбирательстве» — 303
|
ИНФОРМАЦИЯ О ПОДПИСКЕ — 310
|
|
|
На состоявшейся в апреле 2018 г. V ежегодной конференции Арбитражной Ассоциации прозвучали, на наш взгляд, очень важные и своевременные слова. Их автор, на тот момент председатель Совета по совершенствованию третейского разбирательства Минюста России (далее — Совет) Михаил Львович Гальперин (ныне, после того как Совет возглавил заместитель министра юстиции Денис Васильевич Новак, один из членов Совета), высказался за объединение усилий, чтобы «постепенно раскрыть и реализовать огромный потенциал третейской формы защиты». С полным текстом выступления М. Л. Гальперина можно ознакомиться в данном номере журнала.
Выражение «собирать камни» применительно к развитию арбитража в России либо любой другой стране мира, на наш взгляд, связано с ростом доверия к институту третейского разбирательства у его потенциальных участников. На формирование позитивного имиджа арбитража существенное влияние оказывает деятельность лиц, так или иначе участвующих в развитии третейского разбирательства. В нашей стране к таким лицам относятся: 1) национальное третейское сообщество (отдельные эксперты и организации, объединившие специалистов и/или создавшие арбитражные институты); 2) государственные суды, компетентные в функциональном содействии, а также промежуточном и итоговом контроле за осуществлением третейского разбирательства; 3) государственные органы власти, осуществляющие в настоящее время деятельность в сфере третейского разбирательства (Минюст России, в том числе Совет по совершенствованию третейского разбирательства Минюста России); 4) система вузовского и послевузовского профессионального образования в области альтернативного разрешения споров; 5) средства массовой информации, освещающие проблематику арбитража, которых в России становится все больше и больше.
Действительно, разбрасываться дальше некуда…
На состоявшемся в апреле заседании Российского центра содействия третейскому разбирательству были озвучены промежуточные результаты третейской реформы: по вполне объективным причинам число обращений в третейские суды за последние годы неуклонно падало, что наглядно отражается в числе исполнительных листов, выданных государственными судами за время проведения третейской реформы. Так, если в 2016 г. их было выдано около 12 тыс., в 2017 г. — в половину меньше, а текущем году, скорее всего, это число не превысит и одной тысячи (!). Связано это, прежде всего, с тем обстоятельством, что в регионах России перестали функционировать арбитражные центры, действовавшие там ранее, а на обеспечение доступности третейского разбирательства за счет создания региональных отделений столичных ПДАУ в лучшем случае уйдут годы.
Как видно, за «бортом третейской реформы» остались весьма авторитетные региональные арбитражные центры и специалисты, чей профессионализм ежегодно подтверждался компетентными государственными судами, из года в год увеличивавшими число выданных исполнительных листов на их решения. Последним в настоящее время, к сожалению, пока не остается ничего другого как продолжать «разбрасывать камни», заявляя о себе во все возможные инстанции в надежде на продолжение дела, которому они посвятили многие годы. К примеру, наиболее известный региональный арбитражный центр, позитивная деятельность которого отмечалась местными властями, Сибирский третейский суд, получивший вот уже четвертый отказ (!) от рассмотрения его документов Советом по совершенствованию третейского разбирательства (мягко говоря, по довольно странным основаниям, с которыми можно ознакомиться в данном номере журнала), фактически в одиночку пытается изменить ситуацию, обращаясь с соответствующими заявлениями в Федеральную антимонопольную службу, в Верховный Суд Российской Федерации и в другие компетентные органы.
Парадокс итогов третейской реформы состоит в том, что основные инициаторы третейской реформы — региональные арбитражные институты, первыми заявившие о необходимости борьбы со злоупотреблениями и предпринимавшие непосредственные действия для этого на своем уровне, оказались «у разбитого корыта».
Действующие критерии получения разрешения Правительства
Многие известные арбитражные институты отказались от дальнейших попыток обращения за разрешением, но держат свои документы наготове, как говорится, «до лучших времен».
С учетом всех обстоятельств уже сейчас можно обозначить те реальные критерии, которым должен руководствоваться и соответствовать арбитражный институт (НКО), чтобы иметь шансы (всего лишь шансы) на получение разрешения Правительства РФ. В настоящее время фактически обязательными атрибутами для функционирования «задепонированного» арбитражного центра стали:
1) общероссийский статус и вектор развития арбитражного института (НКО), включая создание отделений на всей территории России;
2) реальная конкуренция с ведущими зарубежными арбитражными институтами;
3) заключение соглашений о сотрудничестве с международными арбитражными центрами;
4) регулярное (ежегодное) проведение российских и международных конференций;
5) непосредственное участие в законотворческой деятельности и возможность ее лоббирования;
6) ежегодное обобщение и публикация в различных источниках практики арбитражного института;
7) проведение международных студенческих конкурсов по кейсам, рассматриваемым по правилам арбитражного института;
8) издательская деятельность, вплоть до создания собственных журналов и других СМИ.
Достичь таких высот невозможно без серьезного финансового обеспечения, что, по сути, не позволяет сохранить и развивать арбитраж регионального уровня.
Как видно уже сейчас, конкурентная среда в постреформенном арбитраже России стала намного активнее. Сформировалась «новая арбитражная архитектура» — в стране осталось три арбитражных центра (ТПП РФ, РСПП, РИСА), все они находятся в Москве и имеют общероссийский статус. На базе этих институтов создаются три своего рода независимых системы «арбитражной власти», которые (в идеале) должны охватить все регионы страны своими отделениями, чем обеспечить доступность третейского разбирательства.
Возникают вполне резонные вопросы: возможно ли в перспективе обеспечение доступности третейского разбирательства на дореформенном уровне? Хватит ли на это у НКО, получивших разрешение Правительства, ресурсов? Не слишком ли высока планка, заданная отечественному арбитражу как институту саморегулирования гражданского общества?
Что делать?
Во избежание еще большего «крена» всем участникам процесса развития арбитража в стране, конечно же, необходимо прекратить «разбрасывать камни». Чтобы это обеспечить, следует проявить уважение и дать регионам возможность стать полноценными участниками развития арбитража в нашей стране. Необходимо придерживаться «презумпции доверия», на которой базируется арбитраж, иначе общественные отношения в области третейского разбирательства эффективно развиваться не смогут. Доверять региональным арбитражным центрам должны на местах, поэтому необходимо разукрупнить деятельность, связанную с выдачей разрешения на администрирование третейского разбирательства и передать эти полномочия региональным властям. На местах лучше знают, кому можно доверять, а кому нет.
Несомненно, было бы также полезно действующим арбитражным центрам сплотиться для решения стоящих перед ними задач, особенно в аспекте повышения доступности третейского разбирательства в регионах нашей Великой Родины, и заключить многостороннее соглашение о сотрудничестве по развитию арбитража в России.
Лед тронулся?
Внимание к сложившейся в отечественном третейском разбирательстве ситуации постепенно нарастает, в том числе и на государственном уровне.
Итоги третейской реформы активно обсуждаются депутатами Государственной думы, которая в настоящее время рассматривает поправки в новый Закон об арбитраже (публикуются в ТС). Так, Председатель думского комитета по госстроительству и законодательству Павел Владимирович Крашенинников на панельной сессии «Конкурентоспособность российской юрисдикции — путь к экономике доверия через улучшение правовой среды для бизнеса» в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) заявил, что Госдума намерена в этом году упростить механизм создания третейских судов, которых сегодня недопустимо мало — лишь четыре на всю страну. Он также отметил: «Мы приняли закон по третейскому правосудию. Хороший закон, но знаете, на исполнении затор образовался. Мы хотим быстрого и дешевого разбирательства в экономической сфере, с другой стороны, разгрузить государственный суд, и получается, что три суда этого сделать не могут». По словам П. В. Крашенинникова, существующий механизм — когда для создания третейского суда нужно одобрение Правительства — является очень сложным. «Мы будем эту историю менять», — заявил парламентарий.
Больше трех не создают?
Вопрос об оптимальном числе арбитражных институтов получил подробное обоснование в исследовании, проведенном по инициативе Минюста России Центром международных и правовых исследований. Выводы по этому вопросу содержат следующую информацию: «В большинстве исследованных юрисдикций замечена тенденция к концентрации арбитражных разбирательств в небольшом количестве арбитражных центров, как правило, не более трех. Причины этого различны: это может быть как решение законодателя, так и результат работы рыночных механизмов». Кроме того, в исследовании отмечается, что в странах с развитой культурой арбитража (США, Франция, Англия, Германия) наблюдается тенденция к аккумуляции арбитражных разбирательств в нескольких (от одного до трех) крупных неспециализированных арбитражных институтах, публикующих высокие статистические показатели. При этом в Англии и Германии явно выделяется один наиболее крупный институт (LCIA, DIS соответственно). Однако обозначенная в исследовании «презумпция» достаточности трех арбитражных центров для развитой арбитражной юрисдикции, по мнению В. В. Хвалея, является вполне опровержимой (читайте мнение эксперта в данном номере).
Дополнительно отметим, что на состоявшейся 7 июня 2018 г. в ТПП РФ встрече с китайскими коллегами отмечалось, что на сегодняшний день в КНР действует около 250 арбитражных центров, ежегодно рассматривающих более 300 тыс. дел.
Об арбитрабильности споров о закупках
Казалось бы, новое арбитражное законодательство не оставило какихлибо сомнений и решило все возникавшие ранее проблемы в сфере предметной компетенции третейских судов. Но это, к сожалению, не так. На наш взгляд, это отчасти связано с тем, что некоторые проблемы определения арбитрабильности перекочевали в обновленное третейское законодательство. Прежде всего, те, которые возникали из-за применения «отраслевого подхода» в определении компетенции третейских судов, связанного с комплексным характером гражданско-правовой отрасли законодательства. Сам порядок определения арбитрабильности того или иного спора, передаваемого в третейский суд, теперь опирается не только на его гражданско-правовую отраслевую принадлежность, о чем говорится в специальном законодательстве об арбитраже, но и на четкое перечисление неарбитрабильных споров в процессуальных кодексах (ГПК РФ и АПК РФ). Однако отсутствия в исключающем списке оказалось недостаточно, чтобы Верховный Суд Российской Федерации самостоятельно отнес к числу арбитрабильных споры, возникающие из договоров, заключенных отдельными видами юридических лиц с определенным государственным участием в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (от 18.07.2011 № 223-ФЗ). Полагаем также, что, к сожалению, законодатель не задействовал более четкие критерии определения арбитрабильности, применяемые в других юрисдикциях, в результате чего их приходится выводить вновь и вновь при возникновении ситуаций, которые пока не нашли своего четкого воплощения в действующем законодательстве об арбитраже, что, в свою очередь, показывает невысокую эффективность закрепленного в законодательстве способа определения арбитрабильности.
Несмотря на наличие довольно значительного числа авторитетных заключений (Минюста России, Совета по совершенствованию третейского разбирательства Минюста России, Российского центра содействия третейскому разбирательству — публикуются в данном номере ТС), подтверждающих арбитрабильность споров по рассматриваемой категории, Конституционный Суд РФ «переадресовал» решение вопроса запросу ВС РФ обратно. Обзор сложившейся ситуации представляет О. Ю. Скворцов в рубрике «Проарбитражный подход».
Интересно, что проблеме арбитрабильности споров по закупкам в ходе Петербургского международного юридического форума (ПМЮФ) было посвящено специальное сателлитное мероприятие — круглый стол «Конституция, публичный элемент и свобода выбора арбитража: насколько широка юрисдикция государственного суда?», где выступил начальник Управления конституционных основ частного права Конституционного Суда РФ Андрей Олегович Рыбалов. Он, в частности, отметил, что КС РФ хоть и подготовил отказное определение, в котором рассматривается вопрос о полномочиях, но в перспективе может вернуться к рассмотрению вопроса об арбитрабильности и формулированию соответствующей правовой позиции с учетом оснований, изложенных в Постановлениях Конституционного Суда от 26.05.2011 № 10-П и от 18.11.2014 № 30-П.
С другой стороны, проблема формирования проарбитражного подхода в вопросе арбитрабильности споров, казалось бы, должна уйти сама по себе, поскольку право на администрирование третейского разбирательства предоставляется теперь только наиболее профессиональным арбитражным центрам, которым Правительство РФ полностью доверяет.
Проблематику арбитрабильности также рассматривали и на состоявшемся 17 апреля 2018 г. в Главном управлении Минюста по Санкт-Петербургу выездном заседании Совета по совершенствованию третейского разбирательства. В представленном на заседании Отчете о деятельности Совета за 2017 г. (публикуется в номере) указывается на необходимость создания условий для расширения арбитрабильности споров, в том числе на потребность окончательно разрешить вопрос об арбитрабильности споров, вытекающих из договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ. Кроме того, на заседании Совета отдельным вопросом рассмотрены перспективы арбитрабильности споров из наследственных отношений.
Учебник по международному арбитражу, посвященный профессору В. А. Мусину
Редакция журнала «Третейский суд» со своей стороны также делает все возможное для повышения доверия к институту арбитрирования в нашей стране, проводя всероссийские и международные конференции, выпуская научно-методическую литературу по альтернативному разрешению споров в серии «Библиотека журнала «Третейский суд».
Нам особенно приятно сообщить о завершении самого значимого редакционного проекта, который, уверены, призван стать наиболее эффективным средством для формирования как позитивного имиджа третейского разбирательства в стране, так и соответствующего ему проарбитражного подхода.
Мы рады представить вниманию наших уважаемых читателей новый российский учебник «Международный коммерческий арбитраж», посвященный нашему наставнику и учителю — профессору Валерию Абрамовичу Мусину.
В данном номере журнала публикуется несколько фрагментов из учебника, позволяющих еще более глубоко исследовать арбитрабильность в отношении споров из государственных контрактов, корпоративных отношений, споров о признании права собственности на недвижимое имущество, об интеллектуальной собственности, а также соотношение вопросов арбитрабильности и банкротства.
Более подробная информация об учебнике представлена в материале, посвященном его презентации, которая состоялась во время ПМЮФ.
От имени авторского коллектива, состоящего из сорока наиболее известных отечественных и международных специалистов, учебник передан Советнику Президента РФ Вениамину Федоровичу Яковлеву и председателю МКАС и МАК при ТПП РФ Алексею Александровичу Костину.
Главный редактор, кандидат юридических наук Г. В. СЕВАСТЬЯНОВ
На главную
|