На главную

СОДЕРЖАНИЕ № 1/2 (137/138)  2024


Summary — 4 
Г. В. Севастьянов
(Санкт-Петербург)
О новых определениях КС РФ в отношении арбитража для конкретного случая (ad hoc) — 10 текст
ПРОАРБИТРАЖНЫЙ ПОДХОД
Письмо КС РФ Ассоциации «РЦСТР» от 14.02.2024 № 125 — 12 
Письмо Ассоциации «РЦСТР» КС РФ от 04.04.2024 № 17 — 19 
Письмо ТПП РФ КС РФ от 19.04.2023 № 04В/0062 — 26 
Конституционный Суд Российской Федерации
Определение КС РФ от 09.04.2024 № 826-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Каркачева Павла Петровича на нарушение его конституционных прав частями 1 и 20 статьи 44 Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» — 31 
Определение КС РФ от 30.05.2024 № 1218-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Каркачева Павла Петровича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части третьей статьи 426 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» — 44 
О. Ю. Скворцов
Санкт-Петербург)
Поиск модели арбитража ad hoc: отголоски консервативной реформы — 50 текст
М. Э. Морозов
(Новосибирск)
Скрытое администрирование в правовых позициях Конституционного суда РФ — 54 текст
С. А. Курочкин
(Екатеринбург)
Арбитражи ad hoc в России: проблемы и перспективы. — 59 текст
Е. С. Трезубов
(Кемерово)
Скрытое администрирование и системная деятельность арбитра ad hoc — тождественные понятия? — 72 текст
МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ АРБИТРАЖ
А. И. Лобода
(Москва)
История и идейная основа Конвенции о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 года: проекты Международной торговой палаты и ЭКОСОС. — 82 текст
А. А. Костин
(Москва)
Влияние выводов иностранного суда относительно действительности арбитражного соглашения на рассмотрение спора в международном коммерческом арбитраже (часть вторая) — 102 текст
А. В. Логунов
(Москва)
Необоснованный самоотвод арбитров в международном коммерческом арбитраже — 114 текст
М. Г. Вартанян
(Москва)
Каскадные арбитражные оговорки — 120 текст
Д. Д. Смирнов
(Москва)
Противоположные решения судов об исполнимости арбитражного соглашения — 130 текст
ИССЛЕДУЕМ ПРОБЛЕМАТИКУ
М. Ю. Савранский,
Е. В. Залазаева

(Москва)
Императивные нормы институциональных правил арбитража — 144 текст
Е. И. Иванов,
В. Д. Туктамышев

(Екатеринбург)
Антиисковые меры в российском процессуальном праве: применение и совершенствование — 156 текст
Б. А. Карпычев
(Москва)
Новые горизонты в разрешении международных киберспортивных споров — 163 текст
ПРАВОВОЕ НАСЛЕДИЕ
С. М. Марков
Третейский суд Г. Р. Державина или Альтернативная правовая рефлексия споров — 173 текст

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Арбитражный центр при АНО НИРА ТЭК — 188
Арбитражный центр при Российском союзе промышленников и предпринимателей — 190
Центр арбитража и посредничества ТПП РФ — 192
Отделение МКАС при ТПП РФ в Санкт-Петербурге — 197
Отделение МАК при ТПП РФ в Санкт-Петербурге — 198
Центр альтернативного урегулирования споров и медиации при Санкт-Петербургской торгово-промышленной палате — 199
ПРИМИРИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ
Д. Л. Давыденко
(Минск)
Соглашения об урегулировании спора в истории права — 200 текст
Н. Б. Мавлонова
(Ташкент),
Н. И. Гайдаенко Шер
(Москва)
Соглашения об урегулировании спора в истории права — 200 текст
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
А. Н. Жильцов
(Москва)
Новый учебник по международному коммерческому арбитражу — значимое событие в российской науке международного частного права — 244 
ИНФОРМАЦИЯ О ПОДПИСКЕ — 206 
Обложка журнала № 1/2 (137/138) 2024

О новых определениях КС РФ в отношении арбитража для конкретного случая (ad hoc)

Журнал «Третейский суд» продолжает комментирование правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, посвященных третейскому разбирательству, с участием известных российских арбитражных институтов и арбитражных экспертов.

Вопросы арбитрабильности споров, в том числе в сфере недвижимости, всегда были наиболее дискуссионными. Кроме того, ранее на страницах журнала «Третейский суд» был проведен обстоятельный анализ современных правовых позиций Конституционного Суда РФ.

После проведения третейской реформы, которая, как известно, стала триггером для более активной деятельности третейского суда для конкретного случая, проблемный дискурс стал смещаться в сторону характеристик, определяющих процессуальные возможности по администрированию арбитража.

В этот раз мы обращаемся к двум (так называемым отказным) определениям: Определению КС РФ от 09.04.2024 № 826-О и Определению КС РФ от 30.05.2024 № 1218-О, в которых ставится вопрос о возможности администрирования арбитража третейскими судьями, рассматривающими споры в арбитраже ad hoc:

1. Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2024 № 826-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Каркачева Павла Петровича на нарушение его конституционных прав частями 1 и 20 статьи 44 Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»;

2. Определение Конституционного Суда РФ от 30.05.2024 № 1218 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Каркачева Павла Петровича на нарушение его конституционных прав пунктом 5 части третьей статьи 426 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации».

Как известно, постреформенное содержание российского арбитража для конкретного случая (арбитраж ad hoc) претерпело существенные изменения. Многое, что дозволено в рамках третейского разбирательства, осуществляемого при администрировании постоянно действующим учреждением, в том числе в аспекте процессуальной деятельности, исключено для арбитража ad hoc. Конституционный Суд РФ, возможно, с учетом отмеченного, полагает, что природа третейского суда, образованного сторонами для разрешения конкретного спора, отлична от природы постоянно действующего арбитражного учреждения (далее — ПДАУ), хотя напрямую сопоставлять третейский суд (в значении панели арбитров) и ПДАУ (как структурное подразделение некоммерческой организации) нерелевантно.

В этой связи важно понять, в каких случаях деятельность третейских судей для конкретного случая нельзя будет признать институциональной (или так называемым «скрытым администрированием»), т. е. соответствующей духу и букве современного российского законодательства об арбитраже.

Могут ли третейские суды (третейские судьи) для конкретного случая заниматься администрированием арбитража вообще? Если да, то каковы границы по администрированию арбитража для конкретного случая? Стоит ли в этой связи определить четкие критерии и продолжить совершенствование действующего законодательства об арбитраже?

Задумался над этими вопросами и Конституционный Суд РФ, заявляя, с одной стороны, о том, что лицам, не получившим в предусмотренном порядке право на осуществление функций ПДАУ, выполнение отдельных функций по администрированию арбитража запрещается, а с другой стороны, справедливо полагая, что не исключается осуществление третейским судом ad hoc отдельных необходимых мероприятий, сопровождающих процесс разрешения им спора и принятия арбитражного решения (таких как, например, обмен документами, подбор помещения для проведения слушаний и т. п.), при условии, что они носят разовый характер и направлены исключительно на проведение третейского разбирательства в отношении конкретного спора, для разрешения которого сторонами и был образован этот третейский суд.

Главный редактор, кандидат юридических наук
Г. В. СЕВАСТЬЯНОВ

На главную