ВОПРОС:
Наталья Андреевна, юрист,
спрашивает:
«1. Подлежит ли вновь
создаваемый третейский суд
государственной регистрации в
свете вышедшего закона о третейских
судах?
2. Является ли третейский
суд юридическим лицом? Если да, то
откуда это следует?»
Ольга Шевченко пишет:
«Мы создаем Третейский
суд в городе Москве. Подскажите,
пожалуйста, какой порядок
регистрации. С какого момента будет
создан Третейский суд? Каким
образом уведомлять Арбитраж г.
Москвы, какой отдел рассматривает
этот вопрос? Как долго
рассматриваются документы в
Арбитражном суде? Нужно ли
уведомлять суды общей юрисдикции?»
Романовский Александр из
Санкт-Петербурга обращает внимание
на различные неточности в
комментариях новых законоположений:
«Из всего прочитанного на
сайте и в законе сложно понять:
может /должен ли регистрироваться
третейский суд как юридическое лицо
или это в принципе невозможно.»
ОТВЕТ:
На вопросы отвечает
ВИНОГРАДОВА Елена Александровна
(1) Вопросы о регистрации,
государственной регистрации
третейского суда не имеют
законодательных оснований.
Во-первых, в статье 3
Федерального закона «О третейских
судах в Российской Федерации» регламентируется
порядок образования и деятельности
двух видов третейских судов: (а)
постоянно действующих третейских
судов; (б) третейских судов для
разрешения конкретного спора. Отсутствие
требования о государственной либо
иной регистрации третейских судов
обоих видов является
квалифицирующим признаком общего
правового режима третейского
разбирательства споров,
осуществляемого в соответствии с
названным Федеральным законом.
Во-вторых, в основу части 3
статьи 3 Федерального закона «О
третейских судах в Российской
Федерации» положено очевидное
разграничение между порядком
создания образующих постоянно
действующие третейские суды организаций
– юридических лиц и «порядком
образования постоянно действующих
третейских судов» такими
организациями.
Законодатель четко указал
на то, что:
• постоянно действующий
третейский суд может быть образован
уже созданной в соответствии с
действующим гражданским
законодательством организацией;
• такая организация
должна являться юридическим лицом;
• «Постоянно
действующий третейский суд
считается образованным, когда
организация – юридическое лицо:
1) приняла решение об
образовании постоянно действующего
третейского суда;
2) утвердила положение о
постоянно действующем третейском
суде;
3) утвердила список
третейских судей» (часть 3 статьи 3
Федерального закона «О третейских
судах в Российской Федерации»).
Таким образом, под «образованием
постоянно действующего третейского
суда» закон понимает не создание и
тем более не регистрацию какой-либо
специальной организации, а
оформление одного из видов
деятельности имеющей статус
юридического лица организации,
созданной в соответствии с
гражданским законодательством.
Ошибкой является
отождествление «постоянно
действующего третейского суда» с
организационно-правовой формой
образующей его организации —
юридического лица.
(2) Федеральный закон
«О третейских судах в Российской
Федерации» не ставит образование
постоянно действующего третейского
суда в зависимость от выполнения
предписаний части 4 статьи 3 этого
закона, согласно которой:
«Организация —
юридическое лицо, образовавшая
постоянно действующий третейский
суд, направляет в компетентный суд,
осуществляющий судебную
деятельность на той территории, где
расположен постоянно действующий
третейский суд, копии документов,
свидетельствующих об образовании
постоянно действующего третейского
суда в соответствии с частью 3… [статьи
3] Федерального закона «О
третейских судах в Российской
Федерации».
Следовательно, уведомительный
характер имеет направление в
компетентный суд копий:
решения об образовании
постоянно действующего третейского
суда;
положения о постоянно
действующем третейском суде;
списка третейских судей» (часть
3 статьи 3 Федерального закона «О
третейских судах в Российской
Федерации»).
Копии перечисленных
документов направляются в
арбитражный суд и/или в районный суд
общей юрисдикции в зависимости от
объема компетенции постоянно
действующего третейского суда (круга
споров, которые указаны в Положении о
постоянно действующем третейском
суде как отнесенные к его
компетенции).
(3) Какие-либо правила
направления копий документов об
образовании постоянно действующего
третейского суда в компетентный
суд и их рассмотрения в
компетентном суде в
законодательстве не установлены.
На практике копии документов об
образовании постоянно действующего
третейского суда адресуются в
компетентный суд, например, в
Арбитражный Суд г. Москвы. Они направляются
по почте с уведомлением о вручении
или сдаются в канцелярию
компетентного суда. Дата
получения компетентным судом копий
вышеназванных документов на дату
образования постоянно действующего
третейского суда не влияет.
(4) Не требуется и не
следует вновь образовывать
постоянно действующий третейский
суд «в соответствии» с новым
федеральным законом взамен ранее
созданного и действовавшего на
основании Временного положения
о третейских судах для разрешения
экономических споров от 24 июня 1992 г.
В случае приведения
правил постоянно действующего
третейского суда в соответствие с
положениями нового федерального
закона либо утверждения нового
Списка третейских судей, рекомендуется
принимать новую редакцию правил (уставов,
положений, регламентов и др.) и
списков третейских судей с указанием
первоначальной даты образования
постоянно действующего третейского
суда.
Новые редакции
правил постоянно действующих
третейских судов направляются в
компетентный суд, однако ни принятие
новых редакций таких правил, ни их
направление в компетентные суды на
дату образования постоянно
действующего третейского суда не
влияют.
Примечания
1 Третейский суд, рассматривающий
определенные в законе споры в
отсутствие между их сторонами
третейского соглашения,
предусмотрен в отношении
внешнеэкономических споров
Конвенцией «О разрешении
арбитражным путем гражданско-правовых
споров, вытекающих из отношений
экономического и научно-технического
сотрудничества» (Московской
конвенции), круг участников которой
сократился и по состоянию на 2000 г.
включал РФ, Болгарию, Кубу, Монголию.
|