Журнал ''Третейский суд''   РЦСТР
 

Ответы на Ваши вопросы

ЗАДАТЬ ВОПРОС РЕДАКЦИИ

 Подскажите, что можно почитать на тему третейское разбирательство и альтернативное разрешение споров?

ОТВЕТ


Что такое третейский суд?

ОТВЕТ


Акобир из Нагойи (Япония) о соотношении понятий «третейский суд» и «международный коммерческий арбитраж» в новом АПК РФ:

«По-моему мнению, — пишет Акобир, — Арбитражный кодекс к его [третейского суда] компетенции относит только рассмотрение внутренних споров, проводя четкое разграничение между международным коммерческим арбитражем и третейским судом. Правильно ли мое мнение?» — спрашивает читатель.

Наталья Андреевна, юрист, также интересуется:

«Что придает третейскому суду статус «международного» — только ли наличие в его составе иностранных судей и ориентация на рассмотрение внешнеэкономических споров?»

ОТВЕТ


Наталья Андреевна, юрист, спрашивает:

«1. Подлежит ли вновь создаваемый третейский суд государственной регистрации в свете вышедшего закона о третейских судах?

2. Является ли третейский суд юридическим лицом? Если да, то откуда это следует?»

Ольга Шевченко пишет:

«Мы создаем Третейский суд в городе Москве. Подскажите, пожалуйста, какой порядок регистрации. С какого момента будет создан Третейский суд? Каким образом уведомлять Арбитраж г. Москвы, какой отдел рассматривает этот вопрос? Как долго рассматриваются документы в Арбитражном суде? Нужно ли уведомлять суды общей юрисдикции?»

Романовский Александр из Санкт-Петербурга обращает внимание на различные неточности в комментариях новых законоположений:

«Из всего прочитанного на сайте и в законе сложно понять: может /должен ли регистрироваться третейский суд как юридическое лицо или это в принципе невозможно.»

ОТВЕТ


Ирина спрашивает:

Уважаемая редакция! Все-таки хочется уточнить вопрос о статусе третейских судов. То, что это не юр.лицо - понятно. Согласно ГК РФ (который никто не отменял) юр.лица могут создавать филиалы и представительства. ТС ни то и ни другое. По сути он подходит согласно ГК только к отделам или подразделениям организаций. Если я не права - поправьте. Только очень прошу, рассмотреть вопрос с точки зрения ГК РФ, НК РФ. Таким образом, если ТС осуществляет свою деятельность на территории иного города, района и т.д. юр.лицо должно уведомить об этом МНС, согласно НК РФ и закону о регистрации. Этого, кстати, никто не делает. Кроме того, если мои рассуждения верны, то мне непонятно, каким образом ТС ставит свою собственную печать? Почему во многих судах неясно, где они располагаются, какие телефоны, как с ними связаться. Мне очень хочется понять - судит ТС или непонятно кто. Пример - ТС при ЗАО "Сбербанкинвестстрой", рассматривающий иски, где заявитель Сбербанк. Осуществляет представительство на территории Поволжья, где расположен - не ясно. На вопросы ответчиков, где суд, где можно ознакомиться с делом, получить регламент, ответ потрясающий: "в юр.отделе сбербанка". Т.е. неофициально получается, что ТС - это Истец по делу. И ведь (до недавнего времени было) ничего и не скажешь в рамках третейского соглашения. Спасибо ВАС, что исправил сложившуюся практику.

ОТВЕТ


Екатерина спрашивает:

Скажите, пожалуйста, что представляет собой доказывание по делам об оспаривании решений третейских судов и об исполнении решений третейских судов; распределение обязанностей по доказыванию; бремя доказывания. А также поясните, пожалуйста, относительно стандарта доказывания.

ОТВЕТ


Вопрос задает Председатель Межрегионального третейского суда О. Ю. Евстигнеев (г. Москва):

«В связи, с возникающими спорными ситуациями просим разъяснить положения действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы подведомственности дел, рассматриваемых в третейских судах Российской Федерации, а именно возможности рассмотрения споров, возникающих в связи с внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов, при наличии заключенного третейского соглашения.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации», в третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено федеральным законом при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения. При этом, следует учитывать положения п. 6 ст. 4 АПК РФ, согласно которым по соглашению сторон подведомственный арбитражному суду спор, возникающий из гражданских правоотношений до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом.

Ограничение подведомственности споров, которые могут быть переданы по соглашению сторон в третейский суд, установлены, в частности, императивными нормами Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. 33 которого устанавливает специальную подведомственность дел арбитражным судам (дела о несостоятельности (банкротстве), по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций и т.д.).

Следовательно, в третейском суде могут рассматриваться любые гражданско-правовые споры, если стороны заключили соответствующее соглашение об этом. Исключения составляют только прямо установленные в законе императивные ограничения в виде исключительной (специальной) подведомственности. Более того, если законом допускается передача на разрешение третейского суда спора, вытекающего из иных правоотношений, то по соглашению сторон указанный спор в нем может быть рассмотрен (например, п. 2 ст. 64 Земельного кодекса РФ, устанавливающая возможность передачи в третейский суд земельного спора, ст. 156 Жилищного кодекса РСФСР, относящая к компетенции третейских судов рассмотрение жилищных споров и др.).

В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона РФ от 7 июля 1993 г. № 5338-I «О международном коммерческом арбитраже» в международный коммерческий арбитраж могут по соглашению сторон передаваться споры, возникающие из договоров и других гражданско-правовых отношений, при осуществлении внешнеэкономических сделок, если коммерческое предприятие или одна из сторон находится за границей или стороной спора выступает предприятие с иностранными инвестициями.

При этом, рассмотрение 6данных категорий дел не относится к исключительной (специальной) подведомственности Международного коммерческого арбитражного суда (МКАС) и Морской арбитражной комиссии (МАК) при ТПП РФ, поскольку согласно АПК РФ такие дела могут рассматриваться и в арбитражном суде субъекта РФ, а в названные арбитражные учреждения они могут передаваться лишь при наличии соглашения сторон об этом.

Однако, в силу п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» действие данного закона не распространяется на международный коммерческий арбитраж, т.е. на рассмотрение споров названной категории. Следовательно, по нашему мнению, любой третейский суд вправе рассматривать споры, вытекающие из гражданско-правовых отношений, в том числе, отнесенные к международному коммерческому арбитражу, но по соответствующим правилам: если спор отнесен к сфере международного коммерческого арбитража, то порядок его рассмотрения регламентируется законодательством о международном коммерческом арбитраже, в частности Законом РФ «О международном коммерческом арбитраже», а если спор не относится к указанной области, то третейское разбирательство должно осуществляться согласно ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». Это подтверждается и положениями действующего законодательства.

Так, согласно ст. 2 Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже» под арбитражем понимается не только МКАС и МАК при ТПП РФ, а «любой арбитраж (третейский суд) независимо от того образуется ли он специально для рассмотрения отдельного дела или осуществляется постоянно действующим арбитражным учреждением».

Также, согласно ст. 10 Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, разрешается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде). Согласно ст. 22 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ (с изм. и доп.) «О соглашениях о разделе продукции» споры между государством и инвестором, связанные с исполнением, прекращением и недействительностью соглашений, разрешаются в соответствии с условиями соглашения в суде, в арбитражном суде или в третейском суде (в том числе в международных арбитражных институтах). То есть в законодательстве понятие третейские суды является общим как для судов, образованных согласно ФЗ «О третейских судах РФ» (ранее — Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров), так и иных арбитражных учреждений. Об этом свидетельствует и анализ ст. 7, 14 Федерального закона от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве« (с измен. и доп.), в которых содержатся фразы следующего содержания: «решения международного коммерческого арбитража и иных третейских судов». Это подтверждается и письмом Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 марта 1996 г. № ОМ-37, где говориться, что в РФ под арбитражем понимаются помимо МКАС и МАК, иные третейские суды, образованные в соответствии с Временным положением о третейских судах для рассмотрения экономических споров (в настоящее время — ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»).

В то же время следует учитывать, что во Временном положении о третейских судах для разрешения экономических споров, утв. постановлением Верховного Совета РФ от 24 июня 1992 г. № 3115-1, содержалась норма, а именно ст. 1, где говорилось о том, что если иное не установлено соглашением сторон, указанное положение не применяется, когда хотя бы одна из сторон находится на территории другого государства, либо является предприятием, организацией с иностранными инвестициями.

Более того, п. 4 ст. 1 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» установлено правило, согласно которому, если международным договором РФ установлен иной порядок образования и деятельности третейских судов, чем предусмотрен данным законом, то применяются правила международного договора.

Международными договорами РФ предусматривается возможность передачи споров на рассмотрение третейских судов, признания их решений на территория других государств, в частности Конвенцией о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 29 декабря 1958 г. (Нью-Йорк), Соглашением о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности (Киев, 20 марта 1992 г.), Договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о правовой помощи по гражданским и уголовным делам (Пекин, 19 июня 1992 г.) и др.

Возможность рассмотрения споров, возникающих в сфере международной торговли возможно в постоянно действующем третейском суде (образованном согласно ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации») подтверждается существующей практикой. Так, в Третейском суде для разрешения экономических споров при ТПП РФ, рассматриваются споры с участием юридических лиц, граждан-предпринимателей зарегистрированным как в РФ, так и на территориях других государств-участников СНГ (ст. 3 Регламента Третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (утв. постановлением Президиума ТПП РФ от 23 октября 1992 г. № 80-9)).

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что постоянно действующий третейский суд имеет право рассматривать категории споров, отнесенные к международному коммерческому арбитражу, но в случае, если это предусмотрено его Правилами (Регламентом, Положением и т.п.), а также при условии заключенного соответствующими сторонами третейского соглашения. Однако процедура рассмотрения таких споров регламентируется Законом «О международном коммерческом арбитраже», и правила предусмотренные в ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» согласно п. 3 ст. 1 данного закона к ней не применяются.

Тем не менее, учитывая отсутствие единого подхода к указанной проблеме, наличием правовой коллизии, в связи с вышеизложенным возникает вопрос о возможности рассмотрения третейским судом, который находится на территории Российской Федерации, образованным и действующим в порядке, установленным Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»:

  • споров из договорных и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей (в том числе в области страхования), если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей (в том числе на территории государства-участника СНГ),

  • споров предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споров между их участниками, а равно их споров с другими субъектами права Российской Федерации, при условии рассмотрения таких дел по правилам Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже».

Прошу также разъяснить, могут ли в настоящее время рассматриваться указанные категории дел в постоянно действующем третейском суде, образованном в период действия Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров, если в его Правилах (Регламенте, Уставе и т. п.) содержится норма о возможности разрешения таких споров, а стороны заключили соответствующее третейское соглашение.

С уважением, Евстигнеев О.Ю.»

ОТВЕТ

 
 

©АНО "Редакция журнала "Третейский суд"
Россия, 194356, Санкт-Петербург, а/я 12
тел./факс: (812) 597-62-81; тел. +7 (911) 795-20-10
E-mail: svgleb@mail.ru, arbitrage@nm.ru