Журнал ''Третейский суд''   РЦСТР
 
 

ВОПРОС

Акобира из Нагойи (Япония) о соотношении понятий «третейский суд» и «международный коммерческий арбитраж» в новом АПК РФ:

«По-моему мнению, — пишет Акобир, — Арбитражный кодекс к его [третейского суда] компетенции относит только рассмотрение внутренних споров, проводя четкое разграничение между международным коммерческим арбитражем и третейским судом. Правильно ли мое мнение?» — спрашивает читатель.

Наталья Андреевна, юрист, также интересуется:

«Что придает третейскому суду статус «международного» — только ли наличие в его составе иностранных судей и ориентация на рассмотрение внешнеэкономических споров?

 

ОТВЕТ

На вопросы отвечает ВИНОГРАДОВА Елена Александровна

Понятие «третейский суд» является общим, родовым понятием, используемым в российском гражданском и процессуальном законодательстве. Однако сложилась закрепленная в законодательстве традиция называть третейский суд для рассмотрения споров, вытекающих из внешнеэкономической деятельности, международным коммерческим арбитражем.

В тех случаях, когда законодатель регулирует вопросы общего характера, более часто используется термин «третейский суд».

 

Так, в части 1 статьи 11 Гражданского кодекса РФ закреплено право на судебную защиту, которое является одной из важнейших гарантий защиты гражданских прав.

«Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд, третейский суд (далее — суд)».

Очевидно, что приведенное выше положение применимо к любому третейскому суду независимо от сферы отношений, из которых возникли или могут возникнуть рассматриваемые им споры.

Законодательная регламентация правил третейского разбирательства, основанного на добровольном соглашении сторон соглашения о третейском разбирательстве 1 содержится в двух законах:

• в Законе Российской Федерации от 7 июля 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже»;

• в Федеральном законе от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».

Оба эти закона имеют предметом регулирования деятельность третейского суда.

Такой вывод основан, в том числе, на содержании статьи 2 Закона Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже», согласно которой, «арбитраж означает любой арбитраж (третейский суд)…».

В то же время, различна сфера действия каждого из этих законов, подлежащих применению, если место «третейского разбирательства» («место арбитража») находится на территории Российской Федерации.

«В международный коммерческий арбитраж могут по соглашению сторон передаваться:

споры из договоров и других гражданско-правовых отношений, возникающие при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, если коммерческое предприятие хотя бы одной из сторон находится за границей, а также

споры предприятий с иностранными инвестициями и международных объединений и организаций, созданных на территории Российской Федерации, между собой, споры между их участниками, а равно их споры с другими субъектами права Российской Федерации». (Часть 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 7 июля 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже»).

Федеральный закон «О третейских судах в Российской Федерации»:

«… регулирует порядок образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории Российской Федерации…», однако его действие

«не распространяется на международный коммерческий арбитраж».

 Правила третейского разбирательства, а также выполнение ряда важных функций содействия и контроля государственных судов (например, основания для отмены/отказа в признании и приведении в исполнение решений третейских судов) предопределены сферой применения каждого из двух названных Законов.

Когда к компетенции постоянно действующего третейского суда отнесено разрешение внутренних споров, правила третейского разбирательства определяются в соответствии с Федеральным законом «О третейских судах в Российской Федерации».

Споры, подлежащие рассмотрению в порядке международного коммерческого арбитража, рассматриваются по правилам, определяемым на основании Закона Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже».

Если же к компетенции третейского суда отнесено рассмотрение и тех, и других споров, то при определении процедуры третейского разбирательства применяются, соответственно, либо положения Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», либо положения Закона Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже» (в зависимости от сферы возникновения конкретного спорного отношения и его субъектного состава).

Status quo был сохранен в процессе формулирования положений главы 30 «Производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов» нового Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Положения этой главы, по общему правилу, применяются:

«…при рассмотрении арбитражным судом заявлений об оспаривании решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятых на территории Российской Федерации (третейские суды) (часть 1 статьи 230 АПК РФ);

«…при рассмотрении арбитражным судом заявлений об выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятых на территории Российской Федерации (третейские суды) (часть 1 статьи 236 АПК РФ).

Однако, поскольку основания для отмены/отказа решений международного коммерческого арбитража имеют отличия от оснований для отмены решений иных принятых на территории Российской Федерации третейских судов, в АПК РФ включены специальные нормы:

«Решение международного коммерческого арбитража может быть отменено арбитражным судом по основаниям, предусмотренным международным договором Российской Федерации и федеральным законом о международном коммерческом арбитраже» (часть 4 статьи 233 АПК РФ);

«Арбитражный суд может отказать в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения международного коммерческого арбитража по основаниям, предусмотренным международным договором Российской Федерации и федеральным законом о международном коммерческом арбитраже» (часть 4 статьи 239 АПК РФ).

Следует также иметь в виду, что в настоящее время сфера применения ряда статей главы 30 АПК РФ также может быть определена только с учетом положений Закона Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже». Такой вывод вытекает из сопоставления содержания статьи 235 АПК РФ с закрепляющими принцип «компетенции-компетенции» статьями федеральных законов (см., статью 17 Закона Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже» и статьей 17 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации; часть 5 статьи 230 АПК РФ). Применение части 6 статьи 230 поставлено в зависимость от появления соответствующих условий в международных договорах Российской Федерации.

 Таким образом, определение третейского суда в Российской Федерации как международного коммерческого арбитража зависит от сферы применения к конкретному третейскому разбирательству одного из двух российских законов о третейском суде. Этим же определяется применение корреспондирующих каждому или двум этим законам положений российского процессуального законодательства.

 Наличие иностранных граждан в Списке постоянно действующего третейского суда и/или в составе третейского суда (арбитража), сформированного для рассмотрения конкретного спора, не является квалифицирующим признаком международного коммерческого арбитража. Такая практика существует. Избрание (назначение) третейскими судьями иностранных граждан не имеет ограничений в действующем российском законодательстве

 
 

©АНО "Редакция журнала "Третейский суд"12
тел./факс: (812) 597-62-81; тел. +7 (911) 795-20-10
E-mail: svgleb@mail.ru, arbitrage@nm.ru