ВОПРОС
Акобира из Нагойи (Япония)
о соотношении понятий «третейский
суд» и «международный коммерческий
арбитраж» в новом АПК РФ:
«По-моему
мнению, — пишет Акобир, —
Арбитражный кодекс к его [третейского
суда] компетенции относит только
рассмотрение внутренних споров,
проводя четкое разграничение между
международным коммерческим
арбитражем и третейским судом.
Правильно ли мое мнение?» —
спрашивает читатель.
Наталья Андреевна, юрист,
также интересуется:
«Что придает третейскому
суду статус «международного» —
только ли наличие в его составе
иностранных судей и ориентация на
рассмотрение внешнеэкономических
споров?
ОТВЕТ
На вопросы отвечает
ВИНОГРАДОВА Елена Александровна
Понятие «третейский суд»
является общим,
родовым понятием, используемым в
российском гражданском и
процессуальном законодательстве.
Однако сложилась закрепленная в
законодательстве традиция
называть третейский суд для
рассмотрения споров, вытекающих из
внешнеэкономической деятельности,
международным коммерческим
арбитражем.
В тех случаях, когда
законодатель регулирует вопросы
общего характера, более часто
используется термин «третейский суд».
Так, в части 1 статьи 11
Гражданского кодекса РФ закреплено
право на судебную защиту, которое
является одной из важнейших гарантий
защиты гражданских прав.
«Защиту нарушенных или
оспоренных гражданских прав
осуществляет в соответствии с
подведомственностью дел,
установленной процессуальным
законодательством, суд, арбитражный
суд, третейский суд (далее — суд)».
Очевидно, что приведенное
выше положение применимо к любому
третейскому суду независимо от сферы
отношений, из которых возникли или
могут возникнуть рассматриваемые им
споры.
Законодательная
регламентация правил третейского
разбирательства, основанного на
добровольном соглашении сторон
соглашения о третейском
разбирательстве 1 содержится в двух законах:
• в Законе Российской
Федерации от 7 июля 1993 г. «О
международном коммерческом
арбитраже»;
• в Федеральном законе от
24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских
судах в Российской Федерации».
Оба эти закона имеют
предметом регулирования
деятельность третейского суда.
Такой вывод основан, в том
числе, на содержании статьи 2 Закона
Российской Федерации «О
международном коммерческом
арбитраже», согласно которой, «арбитраж
означает любой арбитраж (третейский
суд)…».
В то же время, различна
сфера действия каждого из этих
законов, подлежащих применению,
если место «третейского
разбирательства» («место арбитража»)
находится на территории
Российской Федерации.
«В международный
коммерческий арбитраж могут по
соглашению сторон передаваться:
споры из договоров и
других гражданско-правовых
отношений, возникающие при
осуществлении внешнеторговых и иных
видов международных экономических
связей, если коммерческое
предприятие хотя бы одной из сторон
находится за границей, а также
споры предприятий с
иностранными инвестициями и
международных объединений и
организаций, созданных на территории
Российской Федерации, между собой,
споры между их участниками, а равно
их споры с другими субъектами права
Российской Федерации». (Часть 2
статьи 1 Закона Российской
Федерации от 7 июля 1993 г. «О
международном коммерческом
арбитраже»).
Федеральный закон «О
третейских судах в Российской
Федерации»:
• «… регулирует порядок
образования и деятельности
третейских судов, находящихся на
территории Российской Федерации…»,
однако его действие
• «не распространяется
на международный коммерческий
арбитраж».
Правила третейского
разбирательства, а также выполнение
ряда важных функций содействия и
контроля государственных судов (например,
основания для отмены/отказа в
признании и приведении в исполнение
решений третейских судов)
предопределены сферой применения
каждого из двух названных Законов.
Когда к компетенции
постоянно действующего третейского
суда отнесено разрешение внутренних
споров, правила третейского
разбирательства определяются в
соответствии с Федеральным законом «О
третейских судах в Российской
Федерации».
Споры, подлежащие
рассмотрению в порядке
международного коммерческого
арбитража, рассматриваются по
правилам, определяемым на основании
Закона Российской Федерации «О
международном коммерческом
арбитраже».
Если же к компетенции
третейского суда отнесено
рассмотрение и тех, и других споров,
то при определении процедуры
третейского разбирательства
применяются, соответственно, либо
положения Федерального закона «О
третейских судах в Российской
Федерации», либо положения Закона
Российской Федерации «О
международном коммерческом
арбитраже» (в зависимости от
сферы возникновения конкретного
спорного отношения и его субъектного
состава).
Status quo был сохранен в
процессе формулирования положений
главы 30 «Производство по делам об
оспаривании решений третейских
судов и о выдаче исполнительных
листов на принудительное исполнение
решений третейских судов» нового
Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации.
Положения этой главы, по
общему правилу, применяются:
«…при рассмотрении
арбитражным судом заявлений об
оспаривании решений третейских
судов и международных коммерческих
арбитражей, принятых на
территории Российской Федерации (третейские
суды) (часть 1 статьи 230 АПК РФ);
«…при рассмотрении
арбитражным судом заявлений об
выдаче исполнительных листов на
принудительное исполнение решений
третейских судов и международных
коммерческих арбитражей,
принятых на территории Российской
Федерации (третейские суды) (часть 1
статьи 236 АПК РФ).
Однако, поскольку
основания для отмены/отказа решений
международного коммерческого
арбитража имеют отличия от
оснований для отмены решений иных
принятых на территории Российской
Федерации третейских судов, в АПК
РФ включены специальные нормы:
• «Решение
международного коммерческого
арбитража может быть отменено
арбитражным судом по основаниям,
предусмотренным международным
договором Российской Федерации и
федеральным законом о международном
коммерческом арбитраже» (часть 4
статьи 233 АПК РФ);
• «Арбитражный суд может
отказать в выдаче исполнительного
листа на принудительное исполнение
решения международного
коммерческого арбитража по
основаниям, предусмотренным
международным договором Российской
Федерации и федеральным законом о
международном коммерческом
арбитраже» (часть 4 статьи 239 АПК РФ).
Следует также иметь в виду,
что в настоящее время сфера
применения ряда статей главы 30 АПК РФ
также может быть определена только с
учетом положений Закона Российской
Федерации «О международном
коммерческом арбитраже». Такой вывод
вытекает из сопоставления
содержания статьи 235 АПК РФ с
закрепляющими принцип «компетенции-компетенции»
статьями федеральных законов (см.,
статью 17 Закона Российской Федерации
«О международном коммерческом
арбитраже» и статьей 17 Федерального
закона «О третейских судах в
Российской Федерации; часть 5 статьи
230 АПК РФ). Применение части 6 статьи 230
поставлено в зависимость от
появления соответствующих условий в
международных договорах Российской
Федерации.
Таким образом, определение
третейского суда в Российской
Федерации как международного
коммерческого арбитража зависит от
сферы применения к конкретному
третейскому разбирательству одного
из двух российских законов о
третейском суде. Этим же
определяется применение
корреспондирующих каждому или двум
этим законам положений российского
процессуального законодательства.
Наличие иностранных
граждан в Списке постоянно
действующего третейского суда и/или
в составе третейского суда (арбитража),
сформированного для рассмотрения
конкретного спора, не является
квалифицирующим признаком
международного коммерческого
арбитража. Такая практика
существует. Избрание (назначение)
третейскими судьями иностранных
граждан не имеет ограничений в
действующем российском
законодательстве
|