Журнал ''Третейский суд''   РЦСТР
 
 

Вопрос задает Ирина (iriva@bk.ru ):

Уважаемая редакция! Все-таки хочется уточнить вопрос о статусе третейских судов. То, что это не юр.лицо - понятно. Согласно ГК РФ (который никто не отменял) юр.лица могут создавать филиалы и представительства. ТС ни то и ни другое. По сути он подходит согласно ГК только к отделам или подразделениям организаций. Если я не права - поправьте. Только очень прошу, рассмотреть вопрос с точки зрения ГК РФ, НК РФ. Таким образом, если ТС осуществляет свою деятельность на территории иного города, района и т.д. юр.лицо должно уведомить об этом МНС, согласно НК РФ и закону о регистрации. Этого, кстати, никто не делает. Кроме того, если мои рассуждения верны, то мне непонятно, каким образом ТС ставит свою собственную печать? Почему во многих судах неясно, где они располагаются, какие телефоны, как с ними связаться. Мне очень хочется понять - судит ТС или непонятно кто. Пример - ТС при ЗАО "Сбербанкинвестстрой", рассматривающий иски, где заявитель Сбербанк. Осуществляет представительство на территории Поволжья, где расположен - не ясно. На вопросы ответчиков, где суд, где можно ознакомиться с делом, получить регламент, ответ потрясающий: "в юр.отделе сбербанка". Т.е. неофициально получается, что ТС - это Истец по делу. И ведь (до недавнего времени было) ничего и не скажешь в рамках третейского соглашения. Спасибо ВАС, что исправил сложившуюся практику.

На вопрос отвечает главный редактор журнала "Третейский суд" Глеб Севастьянов:

Однозначно определить статус третейского суда с точки зрения ГК РФ и НК РФ вряд ли представляется возможным. Для определения статуса третейского суда необходимо использовать, своего рода, комплексный подход.
      Для этого также необходимо принимать во внимание специальное законодательство о третейских судах (закон РФ "О международном коммерческом арбитраже" и ФЗ "О третейских судах в Российской Федерации").
      ГК РФ говорит нам лишь о том, что третейский суды, так же как государственные, осуществляют защиту нарушенных гражданских прав (ст. 11).

Третейские суды по смыслу ГК не являются юридическими лицами, а также филиалами и представительствами. Более того, их также нельзя представить в качестве структурного подразделения юридического лица, ведущего определенный вид хозяйственной деятельности, поскольку организация, создавшая третейский суд, лишь предоставляет третейскому суду необходимые условия для его функционирования (утверждает локальные нормативные акты третейского суда; предоставляет третейскому суду помещение, оборудование, персонал (администрирующий его деятельность) и т.п.).
      Поэтому, с учетом принципа независимости третейских судей (которые и осуществляют тот единственный вид деятельности третейского суда - правоприменение), вряд ли можно представить третейский суд как отдел или структурное подразделение, находящееся под руководством органов управления юридического лица. Таким образом, организация может лишь создать третейский суд. В дальнейшем третейский суд существует автономно от создавшей его организации, иначе действия третейского суда (третейских судей) не соответствовали бы основополагающим принципам третейского разбирательства, что привело бы к возможности отмены решений третейского суда компетентным государственным судом.
      Третейские суды не ведут хозяйственной деятельности и не оказывают услуг, они (так же как и суды государственные) являются юрисдикционными органами, - органами частного правоприменения. Действующим законодательством предусмотрен уведомительный порядок создания третейского суда, каких-либо регистрационных действий в связи с созданием третейского суда производить не надо, необходимо лишь уведомить компетентный государственный суд (районный и/или арбитражный). Поэтому нет необходимости в уведомлении Налоговой инспекции о создании третейского суда.
      Относительно печати, которой третейские суды скрепляют свои документы, законодательство также не говорит о необходимости этого действия. Это, скорее дань юридической традиции и дополнительная форма индивидуализации третейского суда, чем необходимый в данном случае реквизит, поскольку даже решение третейского суда должно быть только подписано третейскими судьями.

Поскольку действующим законодательством о третейских судах не предусмотрен централизованный порядок уведомления о создании третейского суда, а также не предусмотрена обязанность организаций информировать компетентный суд о прекращении его функционирования и ликвидации, единого списка (перечня, реестра) третейских судов не существует. Не занимаются обобщением сведений о третейских судах и компетентные государственные суды. Поэтому в случае заключения третейского соглашения и последующей ликвидации данного третейского суда (без уведомления сторон третейского соглашения) или организации, его создавшей, может возникнуть правовая неопределенность. Кроме того, в последнее время довольно часто стороны третейского соглашения не могут определить местонахождение третейского суда. Что также приводит к правовой неопределенности. В этом отношении действующее законодательство о третейских судах нуждается в соответствующей корректировке.
      Редакцией журнала "Третейский суд" ведется добровольная Всероссийская перепись третейских судов, в которой на 27.11.2006 приняли участие 190 третейских судов из 58 субъектов России. Данные о реквизитах участников переписи представлены на сайте.

Думаю, что в данной ситуации Вы не должны волноваться по поводу поиска третейского суда, который, не понятно, существует ли вообще. В случае принятия искового заявления к рассмотрению третейским судом, в любом случае он должен будет известить Вас о месте третейского разбирательства, кроме того Вам должно быть предоставлено право на выбор арбитра, иначе будет нарушен принцип равноправия сторон, что является основанием для отмены решения третейского суда или отказа в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда. Поэтому активность в данном случае должен проявлять именно третейский суд и истец, а Вы и Ваши права (как предполагаемого ответчика) в данном случае защищены Федеральным законом "О третейских судах в Российской Федерации".

Из Вашего примера о ТС при ЗАО "Сбербанкинветстрой" (далее - ЗАО) однозначно не следует, что в данном случае не соблюдены основополагающие принципы третейского разбирательства, так как даже в случае участия ЗАО (в качестве истца) в третейском разбирательстве в данном третейском суде не факт, что они будут нарушены, поскольку для этого Вы должны доказать, что нарушены принципы независимости и беспристрастности именно третейскими судьями, рассматривающими и разрешавшими Ваше дело. Поэтому в данном случае делать вывод о том, что третейский суд является стороной по спору, нельзя. В России создано и эффективно функционирует значительное число корпоративных третейских судов, при этом они обеспечивают соблюдения основополагающего принципа третейского разбирательства - принципа независимости и беспристрастности третейских судей, разрешающих конкретный правовой спор. В противном случае решение третейского суда можно было бы оспорить и отметить в государственном суде. Ангажированность третейского судьи является также безусловным основанием для отказа в выдаче исполнительного листа на решение третейского суда.

 
 

©АНО "Редакция журнала "Третейский суд"
Россия, 194356, Санкт-Петербург, а/я 12
тел./факс: (812) 597-62-81; тел. +7 (911) 795-20-10
E-mail: svgleb@mail.ru, arbitrage@nm.ru