Опыт третейского суда при
Краснодарской ТПП
Е.Ю. Николаевич, председатель суда (г.
Краснодар).
В настоящее время в
Краснодарском крае, как и в целом по
России, действует система
государственных арбитражных судов,
которая разрешает споры в
экономической сфере и сфере
управления. Пред- усмотренные
российским законодательством
третейские суды призваны дополнить
государственную систему и
способствовать развитию и укреплению
современной российской экономики.
Принятие Верховным Советом
Российской Федерации 24 июня 1992 г.
Временного положения о третейских
судах для разрешения экономических
споров создало законодательные
предпосылки для развития
деятельности третейских судов на
территории России.
22 декабря 1998 г. был создан
Постоянно действующий третейский суд
для разрешения экономических споров
при Краснодарской торгово-промышленной
палате как самостоятельное
юридическое лицо, в форме
некоммерческой организации-учреждения.
Целью создания и
деятельности этого третейского суда
является разрешение споров и
конфликтов, оказание юридиче-ской
помощи, проведение разъяснительной
работы и оказание безвозмездной
информационной помощи
предпринимателям в области экономики,
права и предпринимательской
деятельности.
При реализации проекта “Создание
и развитие деятельно-сти третейского
суда в Краснодарском крае” были
разработаны Положение о третейском
суде, Регламент третейского суда,
Положение о третейских сборах и
расходах, третейские оговорки,
информационные листы о возможностях и
преимуществах третейского
разбирательства, которые
распространялись на предприятиях г.
Краснодара и Краснодарского края,
сформирован список третейских судей в
количестве 23 человек.
Опыт третейского
разбирательства востребован широкими
слоями предпринимательских структур,
от муниципальных образований до
колхозов. Третейское разбирательство
более эффективно и качественно, чем
государственная судебная система,
регулирует возникшие экономические
споры среди хозяйствующих субъектов.
В ходе выполнения проекта
было установлено, что одним из
основных факторов, сдерживающих
развитие альтернативных форм
разрешения конфликтов, является
недостаточная информированность
хозяйствующих субъектов о
возможностях, преимуществах,
существующем опыте третейского
разбирательства экономических споров.
Самым эффективным средством для
достижения такой информированности
является проведение семинаров,
конференций, поскольку решающее
значение имеет личный контакт с
руководителями, юристами-практиками.
При достижении цели проекта
(развитие и становление
альтернативных форм разрешения
правовых конфликтов, в частности,
Постоянно действующего третейского
суда для разрешения экономических
споров при Краснодарской тор------го---
во-промышленной палате) планировалось
в результате выполнения проекта:
- увеличить количество дел,
разрешенных третейским судом, до 60;
- оказывать юридическую помощь,
постоянные консультации
предпринимателям, юрисконсультам,
третейским судьям.
В ходе реализации проекта “Создание
и развитие деятельности третейского
суда в Краснодарском крае” в
Постоянно действующий третейский суд
для разрешения экономических споров
при Краснодарской ТПП поступило 81
исковое заявление.
Два исковых заявления о
взыскании суммы задолженности по
договору подряда не были приняты к
производству в связи с тем, что
соглашение сторон о передаче спора в
Постоянно действующий третейский суд
для разрешения экономических споров
при Краснодарской ТПП не было
достигнуто.
Количество рассмотренных
дел - 79.
В связи с неисполнением
договорных обязательств - 24 дела,
споры, вытекающие:
- из договора купли-продажи - 2 дела;
- из договора поставки - 18 дел;
- из договора займа - 1;
- из договора о совместной
деятельности - 3.
Неимущественного характера
55 дел, из них:
- о признании права собственности - 55
дел.
Прекращено производство по
3 делам:
- в связи с отказом истца от иска - 1
дело;
- ответчик в установленном законом
порядке признан банкротом - 1 дело;
- ответчик возражал о рассмотрении
дела Постоянно действующим
третейским судом для разрешения
экономических споров при
Краснодарской ТПП, поскольку
третейское соглашение не подписывал, -
1 дело.
Сроки рассмотрения спора
В соответствии со статьей 13
Регламента Постоянно действующего
третейского суда для разрешения
экономических споров при
Краснодарской торгово-промышленной
палате, третейский суд принимает меры
к рассмотрению спора в возможно
короткий срок. По конкретному делу
срок третейского производства не
может превышать двух месяцев со дня
образования состава третейского суда
либо избрания или назначения
единоличного судьи.
Срок третейского
производства по рассмотренным делам
(79 дел) составил:
до двух недель - 47 дел;
от двух недель до одного месяца - 31
дело;
от одного до полутора месяцев - 1 дело.
Исполнение судебных актов
В соответствии со статьей 24
Временного Положения о третейском
суде для разрешения экономических
споров решение третейского суда
исполняется добровольно в порядке и в
сроки, установленные в решении.
Исполнено решений в
добровольном порядке - более 90 % .
В случае неисполнения
ответчиком решения в установленный
срок исполнительный лист выдается
арбитражным судом субъекта федерации,
на территории которого находится
третейский суд (ст. 25 Временного
положения).
Поступили 2 заявления о
выдаче исполнительного листа на
принудительное исполнение решения
третейского суда. В арбитражном суде
Краснодарского края получено 2
исполнительных листа.
В ходе реализации проекта
мы провели опрос участников
третейского разбирательства,
экономические споры которых были
рассмотрены в Постоянно действующем
третейском суде для разрешения
экономических споров при
Краснодарской торгово-промышленной
палате. Согласно результатам этого
опроса, в первую очередь были отмечены
следующие преимущества третейского
разбирательства:
- небольшой срок судебного
разбирательства от момента обращения
с исковым заявлением до вынесения
решения;
- возможность добровольного
исполнения решения;
- сохранение партнерских отношений
между спорящими сторонами после
завершения третейского
разбирательства;
- возможность согласования времени и
места разбирательства дела.
Но вместе с тем некоторые
истцы отмечали, что отсутствие (или
незнание) процедуры принудительного
исполнения решения третейского суда
сдерживает обращения в третейский суд.
Постоянно действующим
третейским судом для разрешения
экономических споров при
Краснодарской торгово-промышленной
палате оказана юридическая помощь не
менее чем 3 тыс. человек в г. Краснодаре
и Краснодарском крае путем:
1) Проведения правовых
семинаров по правоприменительной
практике (всего проведен 21 семинар,
число лиц, принявших участие,
составило более 500 человек) по
следующей тематике:
а) Третейское
разбирательство споров: преимущество,
специфика.
б) Предъявление иска в
арбитражный и третейский суд.
Практика разрешения споров,
возникающих по договору мены.
Деятельность и регламент Постоянно
действующего третей-ского суда для
разрешения экономических споров при
Краснодар-- ской ТПП.
в) Практика разрешения
споров, возникающих по договору
возмездного оказания услуг и хранения.
Исполнении решений третейских судов.
г) Защита законных прав и
интересов предпринимателей. Практика
разрешения споров о признании сделок
недействительными. Доказательства.
Относимость и допустимость
доказательств в арбитражном процессе
и третейском разбирательстве.
Ответственность за нарушение
обязательств.
2) Проведения консультаций.
Юристом проекта даны более
150 консультаций руководителям,
юрисконсультам предприятий г.
Краснодара и Краснодарского края,
более 30 консультаций - третейским
судьям.
Оценка реального
количества обращений в третейский суд
позволяет прогнозировать, что
количество обращений в третейский суд
не изменится, если не вносить никаких
изменений в устоявшуюся практику
разрешения споров, то есть оно
останется достаточно низким по
сравнению с количеством обращений в
арбитражный суд. В связи с этим, для
улучшения информированности
руководителей и работников
юридических служб о третейском суде и
его преимуществах, следует проводить
для них специально разработанные
семинарские занятия, позволяющие
значительно повысить не только
степень их осведомленности по этому
вопросу, но и создать положительный
образ института третейского суда.
|