Журнал ''Третейский суд''   РЦСТР
 
 

Библиотека журнала «Третейский суд»
выпуск 3

"ХРЕСТОМАТИЯ
АЛЬТЕРНАТИВНОГО РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ".

Издание рекомендовано УМО по юридическому образованию вузов Минобр. и науки РФ

УДК 34:372.8
ББК 67
Х 91

Рецензенты:

   Абова Т. Е. — Заслуженный деятель науки РФ, д. ю. н., профессор, заведующая сектором гражданского права, гражданского и арбитражного процесса Института государства и права Российской академии наук;
   Мусин В. А. — член–корреспондент РАН, Заслуженный деятель науки РФ, д. ю. н., профессор, заведующий кафедрой гражданского процесса Юридического факультета Санкт–Петербургского государственного университета.

Х 91
             Хрестоматия альтернативного разрешения споров: Учебно–методические материалы и практические рекомендации / Сост. Г. В. Севастьянов. — СПб. : АНО «Редакция журнала «Третейский суд», 2009. — 528 с. — (Библиотека журнала «Третейский суд». Вып. 3 «Хрестоматия альтернативного разрешения споров»).
ISBN 978-5-903692-02-6

Агентство CIP РГБ


«Хрестоматия альтернативного разрешения споров» — первый в России сборник систематизированных материалов по методике преподавания и практического применения альтернативного разрешения споров (в целом) и его отдельных способов — третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража и посредничества (медиации).
Издание подготовлено на основе апробированных знаний и опыта как отдельных специалистов, так и российских юридических вузов и факультетов, а также выработанных в рамках Первой Всероссийской (международной) научно–методической конференции «Альтернативное разрешение споров в программах высшего и дополнительного профессионального образования» модельных программ преподавания способов АРС в качестве дисциплин (курсов).
Модельные образовательные программы могут быть использованы непосредственно для преподавания, а также в качестве основы для авторских курсов в области АРС. Учебно–методический комплекс удачно дополняется практическими рекомендациями и примерами использования указанных способов АРС.
Издание предназначено, в первую очередь, для преподавателей юридических вузов и факультетов, а также может быть успешно использовано для выработки программ дополнительного образования и повышения квалификации.

Главный редактор — Г. В. Севастьянов, Редактор — Е. В. Николаева, Верстка — В. Г. Славинский, Корректор — Т. В. Христич.

Подписано в печать 31.05.2009 г.; Формат 70х100 / 16; Гарнитура «Excelsior Cyr Uprig»; Бумага офсетная. Печать офсетная; Печ. л. 33. Усл. печ. л. 42,9.

Закажите данную книгу в редакции
заполнив заявку на приобретение отдельных журналов и книг

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ПРЕДИСЛОВИЕ


РАЗДЕЛ I.


ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ АЛЬТЕРНАТИВНОГО РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

МАТЕРИАЛЫ ПЕРВОЙ ВСЕРОССИЙСКОЙ (МЕЖДУНАРОДНОЙ) НАУЧНО–МЕТОДИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «АЛЬТЕРНАТИВНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В ПРОГРАММАХ ВЫСШЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

 

Г. В. Севастьянов
Альтернативное разрешение споров — принципиальный аспект качества юридического образования (о Первой Всероссийской (международной) научно–методической конференции, СПб., 13–14.11.2008)

Резолюция конференции

Письмо Торогово–промышленной палаты Российской Федерации Министру образования и науки Российской Федерации

А. С. Комаров
Значение образования в сфере АРС для эффективного развития в России институтов саморегулирования гражданского общества и повышения правовой культуры делового сообщества


Опыт преподавания основ альтернативного разрешения споров в отечественных вузах

 

О. Ю. Скворцов
Санкт–Петербургский государственный университет

А. В. Асосков
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, Российская школа частного права

О. Н. Зименкова, Е. В. Кабатова, М. А. Андрианова
Московский государственный институт международных отношений (МГИМО (У) МИД РФ)

А. И. Зайцев
Саратовская государственная академия права

С. К. Загайнова
Уральская государственная юридическая академия

А. В. Цыпленкова
Марийский государственный университет

М. В. Фетюхин
Казанский государственный университет

В. А. Гавриленко
Новгородский государственный университет

А. Д. Михеденко
Российский государственный университет им. И. Канта (Калининград)


Зарубежный опыт в преподавании альтернативного разрешения споров

 

Е. И. Носырева
Место альтернативного разрешения споров в системе юридического образования в США

Р. М. Ходыкин
Опыт Великобритании в преподавании альтернативного разрешения споров


Студенческие конкурсы в форме игровых судебных процессов как эффективное средство образования в сфере АРС

 

Р. О. Зыков
Ежегодный конкурс в сфере международного коммерческого арбитража в Вене

И. Д. Сергеева
Студенческие конкурсы в форме игровых судебных процессов

С. В. Усоскин, В. В. Таланов
Соревнования в форме игровых судебных процессов как форма изучения студентами основ АРС: опыт Санкт–Петербургского государственного университета


РАЗДЕЛ II.


МОДЕЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ, ЛЕКЦИОННЫЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ В СФЕРЕ АРС

АЛЬТЕРНАТИВНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

 

А. И. Зайцев, Г. В. Севастьянов
Модельная программа курса «Альтернативное разрешение споров

Введение
Содержание курса
Примерные темы дипломных и курсовых работ
Вопросы к зачету
Учебно–методическое обеспечение курса


Г. В. Севастьянов
Теоретические основы альтернативного разрешения споров: концепция частного процессуального права

Понятие «альтернативное разрешение споров»
Терминология в сфере АРС
Классификация способов АРС
Выбор способа АРС
Специфика способов АРС в сравнении с государственным судопроизводством
Концепция частного процессуального права (права альтернативного разрешения споров)
Заключение

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ АРС


ТРЕТЕЙСКОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО

 

О. Ю. Скворцов, С. А. Курочкин, М. Э. Морозов
Модельная программа курса
«Третейское разбирательство»

Введение
Содержание курса
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
Примерные темы дипломных и курсовых работ
Вопросы к зачету
Учебно–методическое обеспечение курса


О. Ю. Скворцов, С. А. Курочкин, М. Э. Морозов
Краткий курс лекций по дисциплине
«Третейское разбирательство»

Тема 1. Понятие третейского суда и третейского разбирательства
Тема 2. Третейское разбирательство в системе отечественного права
Тема 3. Принципы третейского разбирательства
Тема 4. Состав третейского суда
Тема 5. Компетенция третейского суда и арбитрабильность споров
Тема 6. Третейское соглашение
Тема 7. Особенности производства по делу в третейском суде
Тема 8. Доказывание и доказательства в третейском процессе
Тема 9. Процедура рассмотрения спора
Тема 10. Решение третейского суда
Тема 11. Оспаривание и приведение в исполнение решения третейского суда


Практические рекомендации по применению третейского разбирательства

 

Л. Г. Балаян
Порядок принятия решения третейским судом и применение им норм материального права


Практика третейского разбирательства

 

К. И. Девяткин, Н. Л. Добрянская
Обзор практики Третейского суда при ТПП РФ за 2006–2007 годы


МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ АРБИТРАЖ

 

А. С. Комаров, В. А. Мусин
Модельная программа курса
«Международный коммерческий арбитраж»

Введение
Содержание курса
Рекомендуемая литература
Примерные темы курсовых и дипломных работ
Контрольные вопросы
Материалы для практических занятий


А. С. Комаров
О деятельности МКАС и развитии международного коммерческого арбитража


Практические рекомендации по применению международного коммерческого арбитража

 

В. В. Хвалей
Процедура разбирательства в международном арбитраже

Введение
Немного истории
Немного о терминах
Установление процедуры арбитражного разбирательства
Определение процессуального графика
Правила и стандарты доказывания
Определение права, применимого к существу спора
Определение языка арбитражного разбирательства
Представительство в международном арбитраже
Основные различия в правовых традициях

Общие замечания
Состязательная и инквизиторская процедуры
Раскрытие доказательств

Англия
США
Россия
Практика международного арбитража

Свидетели
Эксперты

Заключение


Практика международного коммерческого арбитража

 

М. Г. Розенберг
Из практики Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово–промышленной палате Российской Федерации за 2008 год


ПОСРЕДНИЧЕСТВО (МЕДИАЦИЯ)

 

Е. И. Носырева
Модельная программа курса
«Посредничество (медиация)»

Введение
Содержание курса
Нормативные акты, международно–правовые документы и законопроекты
Литература
Задания для самостоятельной работы студентов и для практических занятий
Примерные темы рефератов, докладов, выпускных квалификационных работ
Вопросы к зачету


Е. И. Носырева
Методические и теоретические основы преподавания курса «Посредничество (медиация)»

В. В. Архипов
Медиация — предмет изучения теоретико–правовых дисциплин


Практические рекомендации по применению посредничества (медиации)

 

О. В. Аллахвердова
Школа посредничества (медиации)


Практика посредничества (медиации)

 

Практика Лиги переговорщиков


РАЗДЕЛ III.


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО АЛЬТЕРНАТИВНОМУ РАЗРЕШЕНИЮ СПОРОВ

 

Е. А. Дыбов, Д. Г. Фильченко
Альтернативное разрешение споров: от популяризации к преподаванию

А. И. Зайцев
Методика разработки и внедрения в учебный процесс дисциплин АРС–направленности

М. Ю. Лебедев
Особенности проведения деловой игры по теме «Медиация»

А. И. Зайцев, М. В. Филимонова
Технология визуализации учебного материала при изучении новых дисциплин (на примере спецкурса «Третейское судопроизводство»)

О. А. Сидоров, А. В. Цыпленкова
Имитационные процессы как методика преподавания учебного курса «Альтернативные формы разрешения правовых конфликтов»

Е. П. Дивер
О методике подготовки команд к состязаниям по имитационному международному коммерческому арбитражу


ПРЕДИСЛОВИЕ

Наиболее значительной проблемой, препятствующей плодотворному развитию в России цивилизованных институтов саморегулирования гражданского общества, большинство экспертов признает отсутствие в стандартах высшего юридического образования тематики «альтернативного разрешения споров»: третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража, посредничества (медиации) и других способов АРС.
Качественная подготовка современного юриста предполагает овладение им всей палитрой способов разрешения споров (защиты прав) и урегулирования правовых конфликтов, в том числе теоретическими знаниями и практическими навыками о негосударственных способах разрешения споров и урегулирования правовых конфликтов (способах АРС). К сожалению, отечественное юридическое образование традиционно предоставляет студентам весьма ограниченные возможности, концентрируя свое внимание лишь на способах защиты прав с использованием государственной судебной системы. Положение существенно осложняется почти полным отсутствием необходимых источников — учебно–методических материалов и рекомендаций по применению способов АРС на практике.
Задача данного издания — восполнение существующего пробела.
В настоящий сборник включены систематизированные материалы, подобранные в целях обучения альтернативному разрешению споров, т. е. по сути это — хрестоматия АРС. Сведения, содержащиеся в ней, не только предоставляют возможность для преподавания третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража, посредничества (медиации) и АРС (в целом) в качестве самостоятельных курсов (дисциплин) в юридических вузах страны, но и содержат практиче­ские рекомендации по применению способов АРС, а также дают общее представление о практике применения и тенденциях развития АРС в нашей стране, что особенно важно с учетом скудности и фрагментарного характера информации об АРС в других немногочисленных публикациях.
Отличительной чертой и достоинством издания стало использование не заимствованных неадаптированных знаний иностранных коллег, а апробированного в юридических вузах страны опыта ведущих отечественных специалистов в сфере АРС.
Книга рассчитана, прежде всего, на преподавателей и студентов юридических факультетов и вузов России. Однако содержащиеся в ней модельные образовательные программы и другие учебно–методические материалы могут быть использованы в полном объеме либо адаптированы для программ дополнительного профессионального образования: повышения квалификации судей государственных судов; подготовки адвокатов, нотариусов, представителей других юридических профессий, а также для делового сообщества.
Хрестоматия состоит из трех основных разделов. Первый знакомит читателей с опытом отечественной школы альтернативного разрешения споров, а также преподаванием АРС в зарубежных университетах. Обмен
опытом состоялся во время Первой Всероссийской (международной) научно–методической конференции «Альтернативное разрешение споров в программах высшего и дополнительного профессионального образования» (Юридический факультет СПбГУ, 13–14 ноября 2008 года), основная информация о которой представлена в издании. Проведение данного форума позволило продолжить работу по «лоббированию» образования в сфере АРС, поскольку в ходе конференции были разработаны модельные образовательные программы и принята Резолюция конференции по включению тематики АРС в стандарты высшего юридического образования. Резолюция конференции и модельные образовательные программы одобрены представителями 29 ведущих юридических вузов России и направлены в Мини­стерство образования и науки Российской Федерации и другие структуры, ответственные за разработку стандартов юридического образования.
Второй раздел состоит из четырех частей, в каждой из которых представлены модельные образовательные программы, тексты лекций, теоретические и методические основы, а также практические рекомендации по: 1) альтернативному разрешению споров; 2) третейскому разбирательству; 3) международному коммерческому арбитражу; 4) посредничеству (медиации). Для наглядности весь материал проиллюстрирован примерами из практики ведущих российских центров: третейского разбирательства, международного коммерческого арбитража и посредничества (медиации).
Так, например, характеристика рассмотрения спора в сфере международного коммерческого арбитража представлена современной практикой МКАС при ТПП РФ, подготовленной патриархом российского арбитража, профессором М. Г. Розенбергом, которая позволяет дидактически показать все стадии принятия третейского решения в сфере международного коммерческого арбитража — от рассмотрения составом третейского суда вопросов о компетенции и применимом праве до обстоятельного обоснования каждого из заявленных сторонами требований и вынесения решения.
В третьем разделе представлены разнообразные методические материалы по альтернативному разрешению споров, в том числе рекомендации по подготовке студенческих команд к соревнованиям в форме игровых судебных процессов как эффективному средству обучения основам АРС.
Все материалы книги имеют высокую степень методической актуальности, поскольку создают основу для их использования преподавателями юридических факультетов и вузов непосредственно либо для построения и реализации авторских образовательных программ в области АРС. Хочется особо акцентировать внимание читателей на впервые разработанных ведущими экспертами страны модельных образовательных программах в сфере АРС для юридических вузов, особенно в такой новой сфере юриспруденции, как посредничество (медиация) (автор — Е. И. Носырева); кратком курсе лекций по дисциплине «Третейское разбирательство» (авторы: О. Ю. Скворцов, С. А. Курочкин, М. Э. Морозов); практических рекомендациях по применению международного коммерческого арбитража (автор — В. В. Хвалей).
Обычно на конференциях и семинарах, в переводных публикациях тиражируется богатый опыт различных правопорядков в области АРС, что, безусловно, важно для компаративных исследований. Однако за почти двадцатилетний период развития АРС в России уже накоплен собственный теоретический и методический «багаж». К примеру, существует признанный в стране центр подготовки посредников (медиаторов) на базе Санкт–Петербургского государственного университета, руководители которого считаются российскими мэтрами примирительных процедур. Медиативный подход Санкт–Петербургского центра отражен Президентом Лиги переговорщиков Санкт–Петербурга, членом Научно–экспертного совета Коллегии посредников по проведению примирительных процедур Торгово–промышленной палаты Российской Федерации О. В. Аллахвердовой в практических рекомендациях по применению посредничества — Школе посредничества (медиации).
Развитие образования в сфере АРС возможно не только за счет включения данного компонента в стандарты юридического образования, но и за счет собственной инициативы юридических вузов, имеющих полномочия по формированию своих образовательных программ. Возможно, данное направление даже более продуктивно, поскольку позволяет вузу самостоятельно принимать такое решение. С учетом возрастающей конкуренции в юридическом образовании включение программ в области АРС вузом может стать одним из факторов, определяющих его привлекательность.
Издание данного сборника — еще один шаг в развитии юридического образования в сфере АРС. Данная книга является третьим выпуском в серии «Библиотека журнала “Третейский суд”». Первые два выпуска — «Третейский суд. Комментарий законодательства» и «Международный коммерческий арбитраж. Комментарий законодательства» — уже нашли своего читателя.
Выражаем уверенность в том, что «Хрестоматия АРС» станет надежным помощником в развитии образования в сфере альтернативного разрешения споров — важным источником знаний для принятия решений по включению курсов (дисциплин) АРС в образовательные программы юридических факультетов и вузов России.

Выход книги приурочен к 10–летию журнала «Третейский суд», который за эти годы стал настоящей энциклопедией альтернативного разрешения споров. Редакция выражает глубокую признательность всем авторам журнала «ТС», благодарит за сотрудничество партнеров, а также читателей за внимание к тематике журнала, столь актуальной для современной России.

Главный редактор
журнала «Третейский суд»
Г. В. Севастьянов

 
 

©АНО "Редакция журнала "Третейский суд"
Россия, 194356, Санкт-Петербург, а/я 12
тел./факс: (812) 597-62-81; тел. +7 (901) 311-42-99
E-mail: svgleb@mail.ru, arbitrage@nm.ru