|
Направления и основные проблемы третейского разбирательства в России, требующие совершенствования федерального законодательства
|
I. Организационная регламентация деятельности третейских судов и третейских судей
Для постоянно действующих третейских судов (далее — ПДТС):
- Определение круга организаций, обладающих правом на образование ПДТС.
- Установление обязательных требований к наименованию ПДТС.
- Создание Единого реестра ПДТС (далее — ЕР ПДТС) и установление механизма контроля (системы обязательной регистрации, аккредитации и т. п.) за созданием/ликвидацией ПДТС.
- Определение субъекта, осуществляющего контроль за созданием/ ведением ЕР ПДТС и деятельностью ПДТС (институт саморегулирования третейского сообщества или федеральный орган государственной власти).
- Определение перечня нарушений, позволяющих требовать исключения ПДТС из ЕР ПДТС и/или ликвидации ПДТС, а также связанных с этим правовых последствий (например, запрета на создание ПДТС организацией, невозможности выдачи исполнительного листа или отмены решений ПДТС, исключенных из ЕР ПДТС и/или ликвидированных).
- Установление требований, создающих условия для информационной открытости деятельности и правил ПДТС, Списка третейских судей, информации об учредителе (например, обязательное создание информационного портала ПДТС).
- Регламентация вопросов правопреемства — передачи прав и обязанностей ПДТС — между различными организациями.
- Решение вопроса о «закрытом» или «открытом» характере Списка третейских судей ПДТС.
Для третейского суда ad hoc:
- Допустимость третейского суда ad hoc по «внутренним» спорам. Введение дополнительных организационных требований и/или ограничений в связи с созданием третейского суда ad hoc.
Для третейcких судей:
- Введение дополнительных требований к статусу третейского судьи (например, необходимость добровольной или обязательной аттестации и проч.).
- О введении института дисквалификации третейского судьи.
- О введении института ответственности третейского судьи.
II. Совершенствование законодательного регулирования третейского разбирательства (в том числе международного коммерческого арбитража) и процессуального взаимодействия
третейских и государственных судов.
Третейское разбирательство и международный коммерческий арбитраж:
- Дополнить и/или уточнить понятийный аппарат (например, «основополагающие принципы», «арбитрабильность», «публичный порядок», унифицированное понятие «третейский суд» и др.).
- Уточнить критерии арбитрабильности споров (предметной компетенции третейского суда).
- Исключить из сферы действия Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже» (п. 2 ст. 1) споры предприятий с иностранными инвестициями, созданных на территории Российской Федерации, между собой и с другими субъектами права Российской Федерации либо допустить третейское разбирательство подобных споров по обоим законам.
- Включить в законодательство нормы, определяющие вопросы правопреемства по третейскому (арбитражному) соглашению в частности в случае уступки права (требования), реорганизации юридического лица, смерти физического лица и т. д.
- Исключить или конкретизировать положения п. 3 ст. 5 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» в целях недопущения расширительного толкования положений о договорах присоединения.
- Включить в ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» положение об отказе от права на возражение.
Третейское соглашение (в ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»):
- Уточнить и/или расширить возможности по заключению третейского соглашения (например, для третейского разбирательства, в отсутствии письменной формы, конклюдентными действиями и др.).
- Определить существенные условия третейского соглашения.
- Определить возможности по оспариванию или расторжению третейского соглашения.
- Определить критерии недействительности третейского соглашения.
Третейское разбирательство в соответствии с ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»:
- Упростить требования к содержанию искового заявления в третейский суд.
- Определить условия для проведения электронного арбитража (видеоконференцсвязи, электронного обмена документами и проч.).
- Исключить из законодательства положение о необходимости третейского суда принимать определение о прекращении третейского разбирательства в случае, когда третейский суд принял решение об утверждении мирового соглашения.
- Заменить понятие «решение об утверждении мирового соглашения» на понятие «решение на согласованных условиях» и закрепить возможность исполнения такого решения через исполнительную надпись нотариуса.
- Исключить из ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» требование об обязательности объявления резолютивной части решения.
- Закрепить свойства правовой силы решения третейского суда и механизм его вступления в законную силу.
Полномочия третейского суда после вынесения решения:
- Определить процедуру взыскания третейского сбора, если по нему была предоставлена отсрочка.
- О возможности рассмотрения третейским судом спора по вновь открывшимся обстоятельствам и повороте исполнения решения третейского суда.
Процессуальное взаимодействие третейских и государственных судов
- Установить, что обязательной предпосылкой для выдачи исполнительного листа на решение третейского суда и приобретения им свойства законной силы является включение ПДТС находящегося на территории России в ЕР ПДТС.
- Сократить сроки рассмотрения государственными судами заявлений об оспаривании и/или выдачи исполнительного листа на решения третейского суда.
- Закрепить институт признания решения третейского суда государственным судом, а также бесспорной (автоматической) выдачи исполнительного листа на решение третейского суда при отсутствии его оспаривания и истечения необходимого для этого времени.
- Ввести процедуру выдачи государственными судами исполнительного листа на решение третейского суда о принятии обеспечительных мер.
- Установить одинаковую (общую) и/или альтернативную либо договорную подсудность для оспаривания и выдачи исполнительного листа на решение третейского суда.
- Установить запрет на подачу заявления об отмене решения третейского суда при наличии определения компетентного суда о выдаче исполнительного листа.
III. Принятие дополнительных мер государственного содействия эффективному развитию третейского разбирательства
- Снять ограничения с судей в отставке по осуществлению полномочий третейских судей.
- Освободить третейские сборы ПДТС от обложения: НДС и налогом на прибыль.
- Освободить учредителей ПДТС от обязанности уплаты в Пенсионный фонд и Федеральный фонд обязательного медицинского образования взносов с сумм, выплачиваемых третейским судьям в качестве гонораров за рассмотрение дела.
- Предоставить третейским судам право истребовать доказательства (например, путем обращения в государственный суд с ходатайством и принятием последним соответствующего решения).
- Сократить число инстанций по оспариванию решений третейского суда и отмены решений по выдаче исполнительного листа на решение третейского суда.
- В качестве меры, направленной на обеспечение (стимулирование) добровольного исполнения решений третейских судов, ввести экономические санкции за их неисполнение.
©АНО "Редакция журнала "Третейский суд"
Россия, 194356, Санкт-Петербург, а/я 12
тел./факс: (812) 597-62-81; тел. +7 (911) 795-20-10
E-mail: svgleb@mail.ru, arbitrage@nm.ru
|
|
|