Журнал ''Третейский суд''   РЦСТР

Направления и основные проблемы
третейского разбирательства в России,
требующие совершенствования
федерального законодательства

I. Организационная регламентация деятельности третейских судов и третейских судей

Для постоянно действующих третейских судов (далее — ПДТС):

  1. Определение круга организаций, обладающих правом на образование ПДТС.
  2. Установление обязательных требований к наименованию ПДТС.
  3. Создание Единого реестра ПДТС (далее — ЕР ПДТС) и установление механизма контроля (системы обязательной регистрации, аккредитации и т. п.) за созданием/ликвидацией ПДТС.
  4. Определение субъекта, осуществляющего контроль за созданием/ ведением ЕР ПДТС и деятельностью ПДТС (институт саморегулирования третейского сообщества или федеральный орган государственной власти).
  5. Определение перечня нарушений, позволяющих требовать исключения ПДТС из ЕР ПДТС и/или ликвидации ПДТС, а также связанных с этим правовых последствий (например, запрета на создание ПДТС организацией, невозможности выдачи исполнительного листа или отмены решений ПДТС, исключенных из ЕР ПДТС и/или ликвидированных).
  6. Установление требований, создающих условия для информационной открытости деятельности и правил ПДТС, Списка третейских судей, информации об учредителе (например, обязательное создание информационного портала ПДТС).
  7. Регламентация вопросов правопреемства — передачи прав и обязанностей ПДТС — между различными организациями.
  8. Решение вопроса о «закрытом» или «открытом» характере Списка третейских судей ПДТС.

  9.  
    Для третейского суда ad hoc:
     
  10. Допустимость третейского суда ad hoc по «внутренним» спорам. Введение дополнительных организационных требований и/или ограничений в связи с созданием третейского суда ad hoc.

  11.  
    Для третейcких судей:
     
  12. Введение дополнительных требований к статусу третейского судьи (например, необходимость добровольной или обязательной аттестации и проч.).
  13. О введении института дисквалификации третейского судьи.
  14. О введении института ответственности третейского судьи.

II. Совершенствование законодательного регулирования третейского разбирательства (в том числе международного коммерческого арбитража) и процессуального взаимодействия третейских и государственных судов.

Третейское разбирательство и международный коммерческий арбитраж:

  1. Дополнить и/или уточнить понятийный аппарат (например, «основополагающие принципы», «арбитрабильность», «публичный порядок», унифицированное понятие «третейский суд» и др.).
  2. Уточнить критерии арбитрабильности споров (предметной компетенции третейского суда).
  3. Исключить из сферы действия Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже» (п. 2 ст. 1) споры предприятий с иностранными инвестициями, созданных на территории Российской Федерации, между собой и с другими субъектами права Российской Федерации либо допустить третейское разбирательство подобных споров по обоим законам.
  4. Включить в законодательство нормы, определяющие вопросы правопреемства по третейскому (арбитражному) соглашению в частности в случае уступки права (требования), реорганизации юридического лица, смерти физического лица и т. д.
  5. Исключить или конкретизировать положения п. 3 ст. 5 ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» в целях недопущения расширительного толкования положений о договорах присоединения.
  6. Включить в ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» положение об отказе от права на возражение.

  7.  
    Третейское соглашение (в ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»):
     
  8. Уточнить и/или расширить возможности по заключению третейского соглашения (например, для третейского разбирательства, в отсутствии письменной формы, конклюдентными действиями и др.).
  9. Определить существенные условия третейского соглашения.
  10. Определить возможности по оспариванию или расторжению третейского соглашения.
  11. Определить критерии недействительности третейского соглашения.

  12.  
    Третейское разбирательство в соответствии с ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации»:
     
  13. Упростить требования к содержанию искового заявления в третейский суд.
  14. Определить условия для проведения электронного арбитража (видеоконференцсвязи, электронного обмена документами и проч.).
  15. Исключить из законодательства положение о необходимости третейского суда принимать определение о прекращении третейского разбирательства в случае, когда третейский суд принял решение об утверждении мирового соглашения.
  16. Заменить понятие «решение об утверждении мирового соглашения» на понятие «решение на согласованных условиях» и закрепить возможность исполнения такого решения через исполнительную надпись нотариуса.
  17. Исключить из ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» требование об обязательности объявления резолютивной части решения.
  18. Закрепить свойства правовой силы решения третейского суда и механизм его вступления в законную силу.

  19.  
    Полномочия третейского суда после вынесения решения:
     
  20. Определить процедуру взыскания третейского сбора, если по нему была предоставлена отсрочка.
  21. О возможности рассмотрения третейским судом спора по вновь открывшимся обстоятельствам и повороте исполнения решения третейского суда.
  22. Процессуальное взаимодействие третейских и государственных судов

  23. Установить, что обязательной предпосылкой для выдачи исполнительного листа на решение третейского суда и приобретения им свойства законной силы является включение ПДТС находящегося на территории России в ЕР ПДТС.
  24. Сократить сроки рассмотрения государственными судами заявлений об оспаривании и/или выдачи исполнительного листа на решения третейского суда.
  25. Закрепить институт признания решения третейского суда государственным судом, а также бесспорной (автоматической) выдачи исполнительного листа на решение третейского суда при отсутствии его оспаривания и истечения необходимого для этого времени.
  26. Ввести процедуру выдачи государственными судами исполнительного листа на решение третейского суда о принятии обеспечительных мер.
  27. Установить одинаковую (общую) и/или альтернативную либо договорную подсудность для оспаривания и выдачи исполнительного листа на решение третейского суда.
  28. Установить запрет на подачу заявления об отмене решения третейского суда при наличии определения компетентного суда о выдаче исполнительного листа.

III. Принятие дополнительных мер государственного содействия эффективному развитию третейского разбирательства

  1. Снять ограничения с судей в отставке по осуществлению полномочий третейских судей.
  2. Освободить третейские сборы ПДТС от обложения: НДС и налогом на прибыль.
  3. Освободить учредителей ПДТС от обязанности уплаты в Пенсионный фонд и Федеральный фонд обязательного медицинского образования взносов с сумм, выплачиваемых третейским судьям в качестве гонораров за рассмотрение дела.
  4. Предоставить третейским судам право истребовать доказательства (например, путем обращения в государственный суд с ходатайством и принятием последним соответствующего решения).
  5. Сократить число инстанций по оспариванию решений третейского суда и отмены решений по выдаче исполнительного листа на решение третейского суда.
  6. В качестве меры, направленной на обеспечение (стимулирование) добровольного исполнения решений третейских судов, ввести экономические санкции за их неисполнение.
 
 

©АНО "Редакция журнала "Третейский суд"
Россия, 194356, Санкт-Петербург, а/я 12
тел./факс: (812) 597-62-81; тел. +7 (911) 795-20-10
E-mail: svgleb@mail.ru, arbitrage@nm.ru